ЕСЕНИН Сергей Александрович - Страница 2

В лирике поэт соединял фольклорные жанры, сюжеты и образы с языческой, библейской, христианской символикой: «Микола», «Инок», «Калики», «Не ветры осыпают пущи…», «По дороге идут богомолки…», «Шёл Господь пытать людей в любови…», «Троицыно утро, утренний канон…», «Чую радуницу Божью…», «Егорий», «Молитва матери» и др. Большинство из этих стихов вошло в первый сборник С.А. Есенина «Радуница» (Петроград, 1916 г.), в котором он впервые создал особую, мифопоэтическую картину мира. Здесь доминирует религиозно-мифологическая составляющая, природа изображается как божественный храм: ночные небеса – иконостас, звёзды – «лампадки небесные», стога похожи на церкви, солома – на ризу, вода в ручье – святая, «хаты – в ризах образа», «поля как святцы», «рощи в венчиках иконных», деревья – монашки, ветки деревьев – чётки, сумрак – ангел. В стихах разворачивается действо «природной литургии»: «С голубизны незримой кущи / Струятся звёздные псалмы», степи звенят «молитвословным ковылём», «у лесного аналоя воробей псалтырь читает», «вербы чётки уронили», петухи запевают «обедню стройную», «чёрная глухарка к всенощной зовёт». Лирическому герою кажется, что «схимник-ветер… целует на рябиновом кусту язвы красные незримому Христу». В этом обожествлении природы проявляется, скорее, не язычество, не пантеизм, а «народное православие», соединение природно-календарного цикла с евангельским. В 1916 г. журнал «Северные записки» опубликовал повесть С.А. Есенина «Яр», образность которой перекликается с поэтикой ранних стихотворений, а композиция выстроена в соответствии с церковным календарём: «Преображенье», «Покров», «Страстная неделя», «Пасха», «Фомина неделя», «Петровское заговенье». В марте 1915 г. С.А. Есенин приехал в Петроград к Александру Александровичу Блоку, который оценил стихи юного поэта и способствовал его вхождению в большую литературу, рекомендовав его Михаилу Павловичу Мурашёву и Сергею Митрофановичу Городецкому, которые, в свою очередь, познакомили С.А. Есенина с редакторами и издателями Виктором Сергеевичем Миролюбовым, Сигизмундом Феликсовичем Либровичем и др. В Петрограде С.А. Есенин продолжил самообразование, изучая русскую и зарубежную литературу, философию. В его библиотеке были труды Конфуция, Иммануила Канта, Артура Шопенгауэра, Герберта Спенсера, Рудольфа Штайнера и др. Большое влияние на формирование художественного мировоззрения С.А. Есенина оказали работы Владимира Сергеевича Соловьёва, Николая Фёдоровича Фёдорова, Николая Александровича, Сергея Николаевича Булгакова, Василия Васильевича Розанова, Евгения Николаевича Трубецкого, Павла Александровича Флоренского, Ивана Александровича Ильина и др. С.А. Есенин писал: «Из поэтов-современников нравились мне больше всего Блок, Белый и Клюев. Белый дал мне много в смысле формы, а Блок и Клюев научили меня лиричности». С апреля 1916 г. по март 1917 г. С.А. Есенин проходил военную службу в составе Царскосельского полевого военно-санитарного поезда №143 императрицы Александры Фёдоровны, с которым дважды ездил к линии фронта для эвакуации раненых.

 



 
PR-CY.ru