ЕНИСЕЙСКИЙ В ЧЕСТЬ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 2

Большие вклады в строительство внесли купцы Михаил Веретнов, Иван Скорняков, Пётр Щукин. В 1778 г. был освящён престол во втором этаже собора. В 1820 гг. был пристроен южный двухэтажный придел. К началу XX в. собор, освящённый в честь Рождества Христова, имел пять приделов: во имя великомученика Никиты, в честь Рождества Пресвятой Богородицы, во имя апостолов Петра и Павла, во имя Николая Чудотворца и в честь Владимирской иконы Божьей Матери. Колокольня, судя по её стилю, строилась той же артелью; близость её форм к формам колокольни Преображенского храма в Енисейске, заложенной в 1765 г., позволяет исследователям отнести строительство к 1760 гг. Архитектура Рождественского собора представляла собой яркое и своеобразное явление. Четверик храма, завершённый полуглавиями (полуциркульными фронтонами над центральными пряслами стен) с окнами-квадрифолиями, был перекрыт крутым восьмилотковым сводом с малым восьмериком в завершении. Рёбра восьмерика и глухого барабана были украшены расширявшимися в нижней части пилястрами. По углам четверика были установлены главки на крещатых бочках. Одноглавый придел, перекрытый глухим сводом, имел восьмиугольное окно. Исключительно удачными были пропорции и декор колокольни. На четвериковом основании с крещатыми бочками на углах стоял глухой восьмерик с верхним ярусом звона, увенчанный шатром с главкой. Орнаментальные пояса под ярусом звона включали кронштейны-кубики, «жучок», ширинки, кресты, балясины с розетками и проч.; основание шатра было оформлено щипцами. Контраст между испещрённой мельчайшими узорами поверхностью восьмерика и свободными от украшений гранями шатра (единственный ряд слухов только подчёркивал их «наготу») составлял непривычный художественный эффект колокольни. По декору храм принадлежал к уральскому варианту нарышкинского стиля с отдельными элементами соликамского узорочья; такое сочетание характерно для храмов Енисейска первой половины XVIII в. При этом его композиция, за исключением колокольни и придела, имевших аналоги в Троицком соборе Верхотурья (1703–1709 гг.) и Успенском в Далматовском монастыре (1707–1720 гг.), необычна для работ далматовских мастеров. Рождественский собор оказывается первым храмом Енисейска, чей четверик завершён полуглавиями и малым восьмериком. Эти формы были впервые использованы в Сибири при строительстве в Тобольске церкви во имя архангела Михаила (1745–1749 гг.) и быстро проникли в другие города. Что касается постановки угловых глав на крещатые бочки, то этот приём исследователи считают уникальным, хотя его возникновение в рамках уральской традиции нарышкинского стиля объяснимо. В соборе служили священники Михаил Малахов (с 1769 г.), Иосиф Павлушков (в 1774 г.), Никифор Кондратьев (с 1775 г.), Иоаким Попов (с 1784 г.), Лаврентий Новосёлов (с 1790 г.), Илия Левитский (с 1796 г.), Иаков Капустин (в 1800 г.), Давид Родюков (с 1801 г.), Григорий Лукин (с 1804 г.), Алексий Самойлов (с 1810 г.), Иаков Флоровский (с 1815 г.), Василий Лукин (с 1833 г.), Василий Евтифеев (в 1838 г.), протоиерей Василий Касьянов (с 1839 г.), священник Стефан Протопопов (с 1841 г.), священник Иоанн Хнюнин (с 1853 г.), протоиерей Павел Любомудров (с 1857 г.), протоиерей Евфимий Григорьев (1919–1923 гг.).

 



 
PR-CY.ru