ЕВГЕНИЙ, Сахаров-Платонов Макарий Дмитриевич - Страница 2

С 20 декабря 1849 г. – ректор и профессор богословских наук Московской духовной семинарии, настоятель Высокопетровского московского монастыря, с 31 августа 1853 г. – ректор и профессор богословских наук Московской духовной академии. Одновременно Евгению была присвоена степень архимандрита первоклассного монастыря с оставлением настоятелем Высокопетровской обители. В период ректорства Евгения в духовных академиях вводились новые миссионерские предметы (1855–1857 гг.). В Московской духовной академии стали преподавать учение о расколе. Несмотря на то, что этот предмет был полезен всем выпускникам академии, Евгений считал, что увеличившаяся программа преподавания не способствовала плодотворному усвоению студентами основных богословских наук и нового предмета. По ходатайству Конференции Московской духовной академии Синод разрешил ввести параллельное преподавание учения о расколе и физико-математических наук. Евгений неоднократно назначался ревизором семинарий Московского округа: и когда был бакалавром, и в дальнейшем, когда был инспектором и ректором академии. Исследователи отмечают, что его отчёты, несмотря на казённую форму, отличаются доброжелательностью и практическими советами преподавателям и ученикам семинарий. Академия хранила предания о строго аскетическом образе жизни Евгения, о его смирении, о милосердии к нищим. Когда в 1851 г. Евгения хотели назначить ректором Казанской духовной академии, Московский митрополит Филарет (Дроздов) в письме к своему ученику и другу Казанскому архиепископу Григорию (Постникову) писал, что он «человек честный и добрый, основательный в познаниях, тихого характера и голоса. Для своих хорош, неблистательный для внешних». 6 октября 1857 г. Евгений был хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. 13 октября следующего года по предложению Московского митрополита Филарета определён епископом Симбирским и Сызранским. 16 октября 1860 г. освятил Всехсвятскую церковь на старинном кладбище Симбирска (ныне Ульяновск), в 1872 г. – Казанский собор в Сызрани. Евгений не чувствовал себя сильным администратором, но все дела решал очень аккуратно и основательно. Почти не выступал с проповедями, но почитался православными Симбирской епархии за молитвенность и аскетический образ жизни. Усердно отстаивал права вдов и сирот духовенства, жертвовал собственные средства, раздавал милостыню. Внимательно следил за состоянием дел в Симбирской духовной семинарии, часто бывал в мужских и женских гимназиях, выпускные экзамены по Закону Божию у гимназистов принимал лично. По воспоминаниям чувашского просветителя Ивана Яковлевича Яковлева, часто конфликтовал с кафедральным протоиереем А. Охотиным, фактически управлявшим консисторией, подозревал его в корыстолюбии, но не мог добиться ни отстранения, ни уменьшения его влияния. 7 декабря 1874 г. по болезни был уволен на покой, поселился в архиерейском доме симбирского Покровского монастыря. По сведениям некролога, Евгений наложил на себя обет молчания, а по отзывам И.Я. Яковлева, просто был неразговорчив, особенно с незнакомыми людьми. Перед смертью предсказал, что в день его кончины в Симбирске случится большой пожар, что и произошло. Отпевал Евгения архиепископ Симбирский и Сызранский Варсонофий (Охотин). На погребение Евгения съехались тысячи людей со всей Симбирской епархии. Похоронен в Никольском кафедральном соборе Симбирска, в склепе, устроенном на средства его почитателя, богатого симбирского помещика и помощника прокурора Синода Александра Александровича Арапова. В 1920 гг. собор был снесён, могила Евгения не сохранилась.



 
PR-CY.ru