ЕВГЕНИЙ, Болховитинов Евфимий Алексеевич - Страница 8

Портрет использовался в качестве образца художниками, выполнявшими и точные копии, и упрощённые реплики с изображением только фигуры Евгения. Среди списков есть миниатюра на роговой пластине (12,8х8,2 см), исполненная архиепископом Анатолием (Мартыновским; Киево-Печерский историко-культурный заповедник). Подобный портрет был написан для Российской императорской академии, действительным членом которой являлся Евгений, в год его кончины художником Анатолием Александровичем Калашниковым с оригинала, находившегося в архиерейском доме при соборе Святой Софии в Киеве. На копии, хранящейся в настоящее время в собрании музея Института русской литературы (Пушкинского Дома), митрополит запечатлён за работой, с пером в руке. Литография около 1835 г. Александра Осиповича Мошарского по рисунку А.А. Калашникова (Исторический музей), выпущенная в составе портретов членов императорской Российской академии, представляет упрощённый вариант, без деталей обстановки. Существуют посмертные живописные портреты Евгения другой иконографии, например, его поколенное фронтальное изображение в архиерейской мантии и клобуке, с благословляющей десницей и архиерейским жезлом с сулоком в левой руке (Киево-Печерский историко-культурный заповедник). По сторонам в картушах помещены тексты, слева – титул Евгения, справа: «Исходатайствовал для Лаврской типографии важные права, чем упрочил и расширил дело книгопечатания 1824 г.» (судя по надписи, портрет предназначался для Киево-Печерской лавры). Большой портрет Евгения (252х155 см; Киево-Печерский историко-культурный заповедник) в рост, в полном богослужебном облачении, с проступающим на фоне силуэтом Успенского собора лавры является не совсем удачной попыткой лаврского живописца XIX в. продолжить старую традицию украинского парадного архиерейского портрета. Живописное изображение Евгения было в комплексе портретов, написанных около 1869 г. для конгрегационного зала Киевской духовной академии. При жизни Евгения в 1823 г. Иваном Матвеевичем Степановым по рисунку Ермолая Ивановича Эстеррейха был награвирован резцом погрудный портрет Евгения в рясе и белом клобуке, с панагией и двумя орденскими звездами (оттиск из собрания Николая Николаевича Дурново – Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии). На одной из литографий работы А. Пецольда (Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии) аналогичного извода, с иной формой бороды, указана только дата рождения митрополита – по мнению исследователей, эстамп выполнен до его кончины. Графический портрет Евгения (карандаш, соус) входил в число 302 портретов-копий выдающихся русских деятелей, которые помещались в особом зале Румянцевского музея в Москве. Литография второй половины XIX в. (Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии) повторяет в целом «киевский» извод, иерарх изображён с пером в руке.



 
PR-CY.ru