ЕВГЕНИЙ, Болховитинов Евфимий Алексеевич - Страница 3

За некоторое время до 12 апреля 1826 г. он (так же как и митрополит Серафим) обратил внимание императора Николая I на тот вред, который, по его мнению, наносило Библейское общество. В том же году общество было закрыто. В начале 1827 г. Евгений вернулся в Киев, где через десять лет плодотворной научной и пастырской деятельности скончался. Согласно завещанию, был похоронен в Сретенском приделе киевского Софийского собора, в стене за правым клиросом. Библиотека Евгения (около 8,5 тыс. томов, более 3 тыс. рукописей) была завещана Софийскому собору, консистории, Киевской духовной академии и Киевской духовной семинарии. Исследователям известно 107 работ Евгения (102 на русском и пять на латинском языке), из них 85 опубликованы, 22 хранятся в рукописном виде. Первыми литературными произведениями молодого учёного были выполненные по поручению Н.И. Новикова переводы работ Л. Кокле, Пьера Марешаля, Франсуа Фенелона, а также примечания, сделанные к переводу «Краткого описания жизни древних философов». В Воронеже под руководством Е.А. Болховитинова была написана «История Воронежской семинарии». Он составил «Конспект учения, по которому в Воронежской семинарии лекции преподаваемы быть имеют». В сентябре 1792 г. приступил к работе над книгой для юношества «Российская история», но не закончил её из-за нехватки книг и источников и обратился к краеведению. Научную разработку истории родного края Е.А. Болховитинов начал с написания и опубликования «Слова надгробного преосвященному Иннокентию, епископу Воронежскому... С приложением краткого летописца преосвященных Воронежских» (М., 1794 г.) и «Полного описания жизни преосвященного Тихона» (СПб., 1796 г.). Не имевший аналогов фундаментальный труд «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии» (Воронеж, 1800 г.) оказал значительное влияние на становление отечественного краеведения («местнографии»). По словам историка и краеведа Сигурда Оттовича Шмидта, Евгений «рано определил для себя основные задачи и формы творческой деятельности историка – выявление, сохранение, введение в научный обиход источниковой базы науки отечественной, особенно церковной, истории (включая историю литературы и вообще письменности), разработка самой методики исторического исследования и создания трудов научно-справочного назначения». В 1800 г. митрополит Амвросий поручил Евгению составить ответ на представленный императору Павлу I генералом иезуитского ордена Габриэлем Грубером проект соединения православной и католической церквей. Результатом работы стала записка Евгения «О незаконности и неосновательности папской власти в Церкви Христовой». Проект Г. Грубера был отвергнут русской стороной. Беседа с находившимся в Санкт-Петербурге Ахталинским епископом Варлаамом (Эристави; впоследствии митрополит и экзарх Грузии) побудила Евгения к написанию работы «Историческое изображение Грузии в политическом, церковном и учебном её состоянии» (СПб., 1802 г.). В 1803 г. Евгению была поручена миссионерская работа среди духоборцев села Чудова, о чём он писал в «Записке о разговоре с двумя духоборцами» и в «Исследовании исповеди духоборческой секты», одобренных Синодом.

 



 
PR-CY.ru