ЕФРЕМ - Страница 2

После смерти своего преемника Ефрем согласился в 1389 г. на некоторое время возвратиться на патриарший престол, поскольку Собор для избрания нового главы Сербской церкви не мог состояться из-за турецкого нашествия и гибели князя Лазаря. В 1390 г. на Соборе, созванном князем Стефаном Лазаревичем, Сербским патриархом был избран Даниил III Баньский (Младший), а Ефрем вернулся в пустыню. Патриарх Даниил навестил Ефрема перед смертью, вместе со священниками и монахами торжественно отпел и похоронил его в церкви св. Димитрия в монастыре Печ. После открытия во второй половине 1970 гг. в составе болгарского сборника третьей четверти XIV в. цикла гимнографических сочинений с акростихами с указанием имени автора «Ефрем» Димитрий Богданович высказал мнение о тождестве гимнографа с соимённым патриархом. Однако это мнение не получило широкого признания. Сохранилось два Жития Ефрема, созданные вскоре после его кончины: очень краткое в составе продолжения «Житий кралей и архиепископов сербских» (так называемый второй продолжатель) и более подробное, написанное около 1402 г. его ближайшим учеником Хвостанским епископом Марком. Оно является основным источником сведений о жизни Ефрема. Это – проложное Житие, предназначенное для чтения на службе. Автор пишет о Ефреме, прежде всего, как об аскете-пустыннике, достигшем исихастского просветления, а не как о главе церкви, отмечая из его первосвятительской деятельности только борьбу против богумилов («мессалианской ереси»). Согласно Житию, написанному епископом Марком, Ефрем начал являться автору вскоре после кончины сначала во сне в окружении ангелоподобных юношей, а затем наяву, сослуживая ему в церкви и соприсутствуя на трапезе. Во время этих видений Ефрем просил не открывать его мощи. Существует не вполне обоснованное предположение, что инициатором канонизации Ефрема выступило семейство Бранковичей (прежде всего, Георгий (Гюрг) и Лазарь), стремившееся для укрепления своей власти распространить почитание Ефрема в противовес росту почитания князя Лазаря, чья память приходилась на тот же день, что и память патриарха. Почитание Ефрема долгое время носило местный характер, ограничиваясь окрестностями Печа. С XVIII в. Ефрем упоминается в общей стихире сербским просветителям и в службе Собору Сербских просветителей 30 августа. Сведений о почитании Ефрема на Руси и в других странах нет. Служба Ефрему написана также епископом Марком, авторство которого подтверждает именной акростих. Ефрем прославляется как святитель, преподобный, мученик, блаженный и борец с ересями. Гимнограф сообщает об исцелениях, происходивших от его мощей. Текст изобилует исихастскими терминами и символами, отсутствие выраженного национального акцента отличает его от других произведений сербской гимнографии (как более ранних, так и современных). Иконография Ефрема небогата и представлена образцами, созданными после восстановления Печской патриархии (1557 г.). Его изображение включено в роспись притвора собора в Пече (1561 г.), Богородицкой церкви монастыря Студеница (1568 г.) и притвора собора монастыря Грачаница (1570 г.). Наиболее известно изображение Ефрема из церкви св. Димитрия в Пече (1621 г.) работы мастера Георгия (Джордже) Митрофановича. Ефрем представлен фронтально в рост, в патриаршем облачении – саккосе, украшенном жемчугом и драгоценными камнями, с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке. Постнический подвиг Ефрема подчёркивают тёмные тона его узкого, измождённого лика, обрамлённого седыми волосами и бородой.



 
PR-CY.ru