Словарь по христианству Е ЕВДОКСИЯ, Элия Евдоксия - Страница 2

ЕВДОКСИЯ, Элия Евдоксия - Страница 2

Однако, по мнению некоторых исследователей, её политическая роль сводилась, в основном, к закулисной игре в соответствии с традиционным местом женщины в римском сенаторском обществе. Полнота власти оставалась в руках Аркадия, Евдоксия не имела отношения к публичным актам императорского правления, её внешняя роль ограничивалась придворным церемониалом, но она ловко владела рычагами давления на мужа. Евдоксия играла большую роль в религиозной жизни. Будучи преданной сторонницей вероучения, принятого на первых Вселенских Соборах (325 и 381 гг.), она поначалу оказывала помощь (в том числе и финансовую) Константинопольской церкви и покровительство Иоанну Златоусту, когда тот стал Константинопольским епископом (26 февраля 398 г.). В ответ на арианские процессии по инициативе святителя в Константинополе были организованы регулярные ночные православные крестные ходы, Евдоксия оказывала непосредственную помощь в их проведении. В источниках не раз отмечаются благотворительная деятельность Евдоксии и её пожертвования приходившим к ней просителям, а также на богоугодные дела (в частности, денежная помощь на строительство храма и странноприимного дома в городе Газа). Пользуясь своим влиянием на императора Аркадия, Евдоксия сумела осуществить ряд действий, направленных на укрепление православия в империи (например, убедила мужа закрыть языческий храм в Газе, притом что Аркадий поначалу был против, опасаясь лишиться значительных для казны фискальных сборов). Большинство сведений о Евдоксии связаны с периодом пребывания в Константинополе Иоанна Златоуста (398–404 гг.). После периода мирного и дружеского её общения со святителем наступило некоторое отчуждение, вызванное обличительными проповедями епископа Иоанна, в которых он высказывался против церемониальных придворных формальностей и этикета, называя их тщеславием. Это породило неприязнь к епископу Евдоксии и особенно придворных дам, к мнению которых она прислушивалась. В 398 или 399 г. в Константинополь приехал епископ сирийского города Габала Севериан – то ли по приглашению Аркадия и Иоанна Златоуста, то ли для того, чтобы заработать денег проповедованием, что в ту пору было довольно распространённой практикой. Обладая блестящим даром слова, Севериан Габальский заменял епископа Иоанна в роли столичного проповедника, когда тот отлучался, и заслужил большое доверие императорской четы. В 401 или 402 г. епископ Иоанн на несколько месяцев уехал в Малую Азию, и во время его отсутствия Севериан поссорился с архидиаконом Серапионом, который был правой рукой епископа Иоанна.

 



 
PR-CY.ru