ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ - Страница 10

Так, Пауль Тиллих (1886–1965 гг.) определял естественную религию как «религию, которая свойственна человеку в силу самой его природы». В качестве таковой она противостоит «богооткровенной религии, которую человек приобретает от сверхъестественной реальности», без всякого участия любых его способностей, в том числе познавательных, поскольку «в случае богооткровенной религии человеческая природа является исключительно воспринимающей, но вовсе не производящей». Напротив, в случае естественной религии «лишь человеческая природа является производящей». Поскольку человеческая природа характеризуется, прежде всего, способностью к мышлению, П. Тиллих предлагает рассматривать естественную религию как «религию, которая развивается соразмерно развитию человеческого разума». В соответствии с этим возможны различные уровни развития естественной религии – от наиболее низкого, где она сводится к неорефлектированному переживанию трансцендентного, до наиболее высокого, на котором у человека появляется самосознание и рефлексия, причём чистое сознание освобождается от «всех остатков воображения, чувства, переживания и простой убеждённости». На высшем уровне развития естественная религия становится целиком рациональной религией, внутри которой формируется целиком рациональное учение о Боге, т.е. естественная теология. Таким образом, хотя в современной научной литературе понятие «естественная религия» часто употребляется как синоним понятия «естественная теология», более правильным было бы рассматривать естественную теологию как завершающую стадию развертывания естественной религии, на которой содержание последней теоретически осмысляется и систематизируется. Различие между естественной религией и естественной теологией акцентировал Х.Х. Фармер в работе «Откровение и религия»; по его мнению, естественную религию следует понимать как «спонтанную религиозную реакцию и убеждённость человеческого ума», как «расположенность к некой теистической вере», тогда как естественная теология есть более позднее рациональное осмысление непосредственного опыта естественной религии. Православное богословие признаёт тот факт, что знание о Творце вложено в природу человека при его создании, и потому потенциально каждый человек естественным образом способен к истинному богопознанию и богопочитанию. Однако, принимая во внимание повреждённость человеческой природы в результате грехопадения, христианство учит о недостаточности доступного всякому человеку естественного знания о Боге для праведной жизни в соответствии с божественными заповедями и спасения в будущей жизни. В силу этого естественная религия, понимаемая как природное чувство божественного, с необходимостью должна дополняться и исправляться богооткровенной религией, лишь внутри которой может быть исцелено повреждение человеческой природы, в результате чего теоретическое знание человека о Боге будет соединено с практическим следованием Его воле.



 
PR-CY.ru