ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ - Страница 6

Согласно Ч. Бланту, такая естественная религия приобретается человеком «с помощью разума, без посредства откровения или положительного закона», и её основоположения могут быть выражены в небольшом числе коротких тезисов, которые Ч. Блант приводит (всего их семь): во-первых, необходимо веровать, что существует один бесконечный и вечный Бог, Создатель всего, Промыслом Которого управляется весь мир; далее, необходимо почитать его как Творца и Правителя мира, выражая это почитание в молитве и хвале; наконец, необходимо выражать своё повиновение Творцу, следуя указаниям разума в области моральной жизни, необходимо веровать в бессмертие души и посмертное воздаяние за добрые и злые поступки, причём последние необходимо искупать раскаянием и исправлением жизни. Согласно представлениям деистов, эти основоположения являются общими для всех религий и могут быть без труда обнаружены в любой из них, а потому признание их является необходимым и достаточным условием для достижения вечного блаженства, тогда как все специальные концепции отдельных положительных религий рассматриваются ими как уклонение от естественной простоты. При этом некоторые деисты (У. Волластон) полагали, что естественная религия может и должна быть дополнена принципами богооткровенной религии, тогда как другие (Мэтью Тиндал, Джон Толанд) считали естественную религию единственной необходимой для человека и интерпретировали христианство как необязательное обрамление для принципов естественной религии. Среди деистов выделились два основных направления, по-разному объяснявших природное происхождение естественной религии. По мнению одних, в числе которых был основатель деизма Эдуард Чербери (1583–1648 гг.), необходимый человеку набор религиозных истин изначально содержится в его разуме, поэтому может быть выявлен априорно, на основании логики. При этом большинство деистов признавали, что эти религиозные идеи заложены в разум человека Богом при создании человека, однако находились и отрицавшие это и сводившие всю религиозность к автономному внутреннему моральному чувству. По мнению других деистов, принципы естественной религии являются не априорными, но апостериоными, т.е. проистекают из «размышления над порядком в физическом и моральном мире», которые приводят человека к мысли о том, что существуют «божественный Дух и Воля, которые правят Вселенной и с которыми человек вступает в моральные взаимоотношения». Многие деисты пытались также «реконструировать» изначальную естественную религию, которую будто бы получил Адам от Бога при творении и которую могли бы воспринять все люди без исключения, в том числе и «языческие философы». Предпринимались и попытки разыскать естественную религию среди религий различных бесписьменных народов Азии и Африки. В действительности любая естественная религия у деистов сводилась к более или менее развёрнутому изложению космологического и телеологического доказательства бытия Божия, а также апелляции к моральному чувству людей, всё больше превращаясь в моральную систему, в рамках которой Бог требовался лишь как абстрактный регулятивный принцип.

 



 
PR-CY.ru