ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ - Страница 2

Для устранения негативных последствий вошедшего в мир греха, согласно апостолу, уже недостаточно одной только человеческой природы с заложенными в ней Богом способностями, но требуется возрождение этой природы благодатью, присутствие которой возможно лишь внутри христианства как единственной истинной религии, дарованной людям в результате Боговоплощения. Важный материал для реконструкции христианского понимания естественной религии даёт также повествование книги «Деяния святых апостолов» о посещении апостолом Павлом афинского ареопага, во время которого апостол похвалил набожность афинян, поскольку ему удалось обнаружить среди их святилищ одно, посвящённое «неведомому Богу». Существование такого жертвенника интерпретируется апостолом как указание на то, что, несмотря на обилие всевозможных «естественных» языческих культов, поиски Бога среди афинян не прекратились, более того, у них существует интуиция подлинной божественной реальности. Этого «неведомого», но искомого Бога апостол Павел отождествляет с Иисусом Христом, Которого он проповедует: «...Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян. 17:23). Тем самым признаётся, что у афинян могло быть истинное богопочитание, однако лишь как неосознанное стремление к истинному Богу. Согласно мысли апостола, до и вне Своего откровения Бог встречается лишь как предвкушаемая реальность, ощущаемая в основных проявлениях жизни и в творении в целом. Апостол утверждает, что поиск Бога есть естественное свойство людей, поскольку Бог сотворил человеческий род, «дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян. 17:27). По толкованию Иоанна Златоуста, эти слова означают, что «Бог не только дал нам жизнь и дыхание и всё, но… открыл путь к познанию Его, даровал то, через что мы можем найти и достигнуть Его», причём этот дар заложен в природе каждого человека. Таким образом, апостол подтверждает существование у всякого человека естественной религиозной способности, которая реализуется во множестве религиозных культов. Однако все эти культы с появлением христианства должны быть заменены им; поскольку «то, что считалось до сих пор имеющим силу и необходимым, становится предварительным»; «в свете безусловности события Христа нехристианские религии отодвигаются в разряд обусловленного». В этом смысле естественная религия может быть понята как непрестанное вопрошание о Боге, как желание найти Его и служить Ему, которое преломляется во всём многообразии религиозных традиций и потому есть нечто «природное» для человека. Однако единственным верным ответом на это религиозное вопрошание является христианство, в котором совершается сверхъестественное откровение божественной Истины. Многие составляющие понятия «естественная религия» рассматривались в сочинениях раннехристианских апологетов, задачей которых было поставить евангельское свидетельство о Христе в некое осмысленное отношение к религиозным воззрениям своего времени, войдя с ними в своеобразный критический диалог. В качестве основания для этого диалога многие апологеты избирали представления о Боге, общие для христианства и других религий и потому интерпретируемые как «естественные» религиозные воззрения всякого человека.

 



 
PR-CY.ru