ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ - Страница 10

Из этих слов видно, что стоики отделяли собственно философское учение о богах, выводимое из наблюдения окружающего природного мира и называемое поэтому «физической» теологией, от аллегорического толкования традиционных мифов и культов, которое тем самым оформлялось в две самостоятельные части теологии: мифическую и политическую. Теория трёхчастной теологии (theologia tripartita) была впоследствии подхвачена римскими философами, прежде всего, энциклопедистом Марком Теренцием Варроном (I в. до н.э.), который активно развивал её в сочинении «Человеческие и божественные древности» («Antiquitates rerum humanarum et divinarum»). Варрон, так же как и стоики, определял мифический род теологии как принадлежащий поэтам, физический – философам и гражданский (civilis) – народам. Однако при дальнейшем развёртывании его позиция существенно расходится со стоической. Стоики старались не противопоставлять теологию поэтов теологии философов и находили естественное (натурфилософское) объяснение самым фривольным историям о богах, тогда как Варрон был убеждён, что в мифическом роде теологии «придумано много такого, что противно достоинству и природе бессмертных». В частности, он находил предосудительным, что в сочинениях поэтов боги рождаются из головы, из бедра или из капель крови, что они воруют, прелюбодействуют, прислуживают людям и вообще совершают много такого, что свойственно только самому презренному человеку. По его словам, мифическая теология годится преимущественно для театра и служит, скорее, для удовольствия, чем для поучения. К гражданской части теологии он относится с большим уважением, определяя её как знание, которым должны владеть все без исключения граждане государства, особенно жрецы. Сюда входит знание имён официальных божеств и связанных с ними священных преданий, а также обрядов, совершаемых в честь каждого из них. При этом Варрон признавал, что гражданская теология, будучи ориентирована на народные массы, по необходимости содержит поэтические или вымышленные элементы. Например, чтобы водружать статуи богам, необходимо изображать их в виде мужчин или женщин, хотя в действительности боги не имеют человеческого облика. Иными словами, гражданская теология приоткрывает людям истинную природу богов лишь в той мере, в какой это полезно для нужд государства и в какой граждане, продолжая заниматься своими обычными обязанностями, могли бы воспринять её. Наконец, самым возвышенным родом теологии Варрон считал физический, обязанный своим происхождением философам. Он описывал его следующим образом: «Об этом роде философы оставили нам много сочинений, в которых показывается, кто такие боги, где они, каково их происхождение и свойство, с какого времени они существуют или же были всегда; из огня ли они, как думал Гераклит, или из чисел, как полагал Пифагор, или из атомов, как говорил Эпикур; и многое другое, что удобнее слушать в стенах школ, чем на форуме». Таким образом, физическая теология не сводится Варроном исключительно к стоическому учению о богах, но охватывает доктрины самых разных философских школ, зачастую несогласные друг с другом.

 



 
PR-CY.ru