Словарь по христианству Е ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ - Страница 8

ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ - Страница 8

Все перечисленные Сенекой вопросы традиционно составляли содержание стоической естественной теологии. Начиная с Зенона и его ближайших учеников, отправной точкой учения о богах служили доказательства их существования, исходившие, по большей части, из целесообразного устройства физического мира и его частей. Затем следовало обстоятельное рассмотрение природы богов, включавшее вопросы о том, что именно есть бог, является ли он телом, подвержен ли изменению и имеет ли человеческий облик. Потом выяснялось отношение богов к миру, в том числе спрашивалось: что представляет собой божественный промысел, тождествен ли он судьбе, как примирить наличие в мире предопределения со свободой воли, чем объяснить существование зла и т.п. В завершение рассматривался вопрос о том, каким образом божественный промысел открывает себя людям в оракулах, гаданиях и пророческих сновидениях. О том, что теология стоиков имела именно такую структуру, свидетельствует Цицерон, по словам которого, стоики «делят вопрос о бессмертных богах на четыре части: во-первых, они учат, что боги существуют, затем – каковы они, потом – что они управляют миром, и, наконец – что они пекутся о человеческих делах». Согласно Цицерону и Сексту Эмпирику, доказательства существования богов можно разделить на три группы: в первую входят аргументы, апеллирующие к общему согласию в этом вопросе всех людей; во вторую – основывающиеся на наличии мирового порядка; третью составляет демонстрация бессмысленных следствий, вытекающих из отрицания божественного. Все приводимые стоиками доказательства бытия бога имплицитно уже содержат в себе определённое понимание его сущности. Бог мыслится как живое существо, бессмертное, разумное и совершенное; как создатель и правитель космоса, который промышляет и о мире в целом, и обо всём, что в нём. Он неотделим от мира и даже в определённом отношении сам есть мир, представляя собой ту наивысшую ступень организации первовещества, которая делает всё сущее единым органическим целым. Отсюда делается ряд дальнейших выводов и, прежде всего, предлагается положение о том, что бог телесен. Согласно стоикам, «ничто бестелесное не может воздействовать на телесное»; следовательно, чтобы создать из неупорядоченной и бесформенной материи прекрасно организованный космос, его создатель сам должен быть телом. При этом бог является простым телом, т.к. всё составное не может быть вечным, оно когда-то возникло и со временем разрушится. К простым телам относятся четыре мировые стихии: земля, вода, воздух и огонь, значит, бог должен быть одной из них. Из всех элементов самым первым и основополагающим стоики считали огонь, точнее ту его разновидность, которая зовётся «эфиром» и которая в отличие от земного огня не сжигает и не губит вещи, но дарует всему жизнь и бытие. Эфирный огонь вечен, он порождает из себя все элементы и со временем опять превращает их в себя. Именно этот огонь и составляет субстанцию бога, почему стоики часто именуют его «творческим огнём», а также мировой душой, природой и промыслом. По определению Зенона, «бог есть огненный разум мира», активно организующий и оформляющий материю и проявляющий себя в ней то как простое структурное единство, то как природа, то как душа, то как разум.

 



 
PR-CY.ru