ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ - Страница 5

Исходя из этого понимания, Платон предписывал поэтам изображать богов подателями всяческих благ, не винить их во зле, но представлять все их действия в отношении людей как справедливые и идущие людям на пользу, а также отказаться от приписывания богам всевозможных превращений, т.к. простое и находящееся в наилучшем состоянии существо не может изменять свой вид и вводить людей в обман на словах или на деле. По его убеждению, только та теология, которая руководствуется указанными правилами, могла бы называться истинной. Тем самым мифо-поэтической и мистериальной греческой теологии (которая, тем не менее, часто находит своё отражение в излагаемых Платоном в различных диалогах мифах, как традиционных, так и собственных) противопоставляется своеобразная идеализированная естественная теология, по сути, являющаяся теоретическим конструированием «идеального бога» средствами разума. Аристотель также причислял к теологам древнейших поэтов-мифотворцев – Гомера, Гесиода и др. Однако содержащуюся в их сочинениях «теологию» он пытался переинтерпретировать с точки зрения естественной теологии как разумного учения о божественной причине вещей. По мнению Аристотеля, поэты использовали рассказы о богах, чтобы поведать о причинах вечных и преходящих вещей. Они называли зачинателями рождения Океан и Тефию, подразумевая при этом, что всё произошло из воды; или выводили происхождение всего из Ночи, понимая под «ночью» хаотическую смесь вещей, в которой невозможно различить ничего в отдельности. В словах Гесиода о нектаре и амброзии, делающих богов бессмертными, Аристотель увидел попытку объяснить существование в мире вечных и преходящих вещей, а в приводимых у него пространных генеалогиях богов – общефилософское представление о бесконечной цепи причин и следствий в физическом мире. Таким образом, философ не отвергал традиционную греческую мифологию, но предлагал её рационалистическое объяснение, полагая, что за образами богов скрывается указание на естественные причины возникновения и уничтожения вещей. Недостатком такого «теологического» подхода к объяснению явлений Аристотель считал отсутствие доказательств: «Последователи Гесиода и все теологи помышляли только об убедительности для себя, о нас же мало заботились…, их объяснения через эти причины (т.е. через богов) выше нашего понимания». Поэтому вслед за Платоном в противовес теологии поэтов-мифотворцев он предлагал теологию философов, которая должна быть теоретической и строгой, т.е. опирающейся на доказательства, наукой. В «Метафизике» при проведении классификации теоретических наук, предмет «первой философии» (которая, по сути, является аристотелевым вариантом естественной, или философской, теологии) определяется следующим образом: это учение о вечной, неподвижной и существующей отдельно от материи сущности. Поскольку такая сущность является чем-то божественным, то наука, изучающая её, естественным образом должна носить имя науки о божественном, т.е. теологии. Примечательно, что определение предмета теологии Аристотель получил в результате анализа предметов двух других теоретических наук: физики и математики.

 



 
PR-CY.ru