ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ - Страница 36

О значительной актуальности тематики естественной теологии для католической мысли свидетельствует работа Этьена Анри Жильсона «Бог и философия», представляющая собой сжатую историческую панораму разумных поисков Бога. Э.А. Жильсон различал «стихийную естественную теологию», которая выражается в том, что люди задумываются о возможности существования «такого незримого существа, которое мы называем Богом», и реальную, соответствующую метафизике, наиболее совершенной разновидностью которой является экзистенциальная теология. Он подчёркивал, что «естественная теология находится в зависимости не от метода позитивной науки, а от метода метафизики». Последовательным защитником естественной теологии был немецкий католический теолог и философ Вальтер Бруггер, который в статьях, помещённых в сборнике «Кант и схоластика сегодня» (1955 г.), подвергал критике И. Канта за то, что тот, верно сформулировав цели и задачи естественной теологии, не оценил её возможности, пройдя мимо вполне реального «перехода» от эмпирических вещей к Абсолюту. В специальной монографии «Естественная теология» (1964 г.) В. Бруггер, как и некоторые другие неотомисты, развивал доказательство бытия Божия, исходя из «естественного духовного стремления человека». Согласно В. Бруггеру, разумом можно познать не только то, что Бог есть, но и то, что именно Он есть. Естественная теология получила признание и в монументальной «Энциклопедии теологии» Карла Ранера, где она была интерпертирована как естественное продолжение человеческого самопознания, знак «открытости бытию в целом, а потому и абсолютной основе всего». В настоящее время естественная теология весьма скромно представлена в университетских курсах и в академическом богословии. В англо-американской традиции её проблематика (она всё чаще обозначается в виде philosophical theology) фактически «поглощена» философией религии, а в континентальной – вытеснена фундаментальной теологией. Официальный католицизм продолжает занимать лояльную позицию по отношению к естественной теологии, о чём свидетельствует положение «Катехизиса католической церкви» (1994 г.), согласно которому, разум располагает путями достижения знания о Боге, которые могут считаться модифицированными доказательствами Его существования. Но эти доказательства, имеющие смысл «убеждающих аргументов», исследователи отличают от доказательств, применяемых в естествознании. Некоторые католические философы, например, Н. Лобковиц, считают, что «пять путей» естественного богопознания Фомы Аквинского могут отстаиваться и в настоящее время при условии уточнения научно-эмпирической базы оснований аргументации. Об актуальности естественной теологии свидетельствует основательная работа английского теолога и философа религии Ричарда Суинберна «Вера и разум» (2005 г.). В ней Р. Суинберн (православный по вероисповеданию) предложил опровержение основных авторитетов протестантской теологии, отрицавших значение естественной теологии для богопознания.

 



 
PR-CY.ru