Словарь по христианству Е ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ - Страница 31

ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ - Страница 31

Бог действует в мире сообразно Своим целям, главная из которых состоит в том, чтобы явить в мире Своё величие. Зло в мире частично объясняется замыслом Божьим относительно гармонии частей этого мира, частично нашим непониманием того, что кажущееся нам злом на деле является благом, а частично нашей свободной волей, которую Бог не может изменить, не меняя её сущности, что «противоречило бы его мудрости и достаточному основанию, по какому он создал именно таких людей». Естественная теология у Х. Вольфа завершается дедуцированием божественной благости и попыткой определения сущности Бога исходя из понятия о Нём. Наиболее подходящим Х. Вольф считает определение, согласно которому Бог есть «сущность, которая представляет все возможные миры сразу и с высшей степенью отчётливости». Этому образу Творца соответствует характеристика Его творения, которое правильнее и полезнее всего мыслить оптимально устроенным механизмом, поскольку, если мыслить его иначе, можно лишиться знания о единстве Бога. Более систематично тот же предмет Х. Вольф излагал в латинском трактате «Естественная теология, изложенная научным методом» («Theologia naturalis methodo scientifica pertractata», 1736–1737 гг.), где он замечал, что задачей естественной теологии следует считать обоснование недостаточности естественной религии и необходимость её восполнения религией богооткровенной. Здесь Х. Вольф выступал в качестве оппонента деизму, представители которого настаивали на полной достаточности естественной религии для реализации высших человеческих целей. Важнейшей фигурой в истории развития естественной теологии стал Иммануил Кант (1724–1804 гг.). В докритический период творчества в специальной работе «Исследование отчётливости принципов естественной теологии и морали» («Untersuchung über die Deutlichkeit der Grundsätze der natürlichen Theologie und der Moral», 1764 г.) он приравнивал естественную теологию к «философскому познанию Бога вообще» или «метафизическому познанию о Боге» и утверждал, что она должна основываться на «величайшей философской очевидности». Предметом естественной теологии, рассматриваемой И. Кантом вслед за вольфианцами как одна из частей метафизики, является единая первопричина, определения которой никак не схожи с определениями других вещей. Основное понятие, прилагаемое здесь к Богу, – понятие безусловно необходимого существования некоего существа. Из этого определения можно вывести все остальные, например, определения вездесущия Бога и Его вневременности. Эти два предиката Бога И. Кант считал достоверно установленными в рамках естественной теологии, тогда как остальные (божественная свобода, провидение, справедливость и благость) признавал требующими дальнейшего разъяснения и исследования. После провозглашённого И. Кантом «коперниканского переворота» в философии, означавшего, прежде всего, решительный отказ от основного догмата всей предшествовавшей метафизики, согласно которому данные в нашем разуме должны соответствовать порядку в самих вещах, подход И. Канта к естественной теологии изменился. В специальном разделе «Критики чистого разума», озаглавленном: «Критика всякой теологии, основанной на спекулятивных принципах разума», И. Кант сузил область применения естественной теологии.

 



 
PR-CY.ru