ЕРМА - Страница 8

Основой христианской жизни является крещение, однако само по себе оно ещё не гарантирует спасения. В «Пастыре» также упоминается о практике заместительного крещения за умерших (ср.: 1 Кор. 15:29). Другой основой жизни христианина, согласно Ерме, является покаяние. По мнению исследователей, возможна двоякая интерпретация этого учения. Либо речь идёт о первом (и единственном) покаянии после крещения, причём это покаяние должно произойти после получения верующими (кроме отступников, хотя и их Ерма призывает к покаянию) послания и займёт определённый срок (до Второго пришествия), по истечении же данного срока возможности для покаяния у верных не будет. В таком случае до получения послания у верных не было иного покаяния, кроме крещения, и Ерма пытается смягчить столь ригористичный подход. Либо речь идёт только о последнем покаянии: такого объяснения придерживается большая часть исследователей, хотя оно представляется менее соответствующим реальному историческому контексту (исповедь у Ермы не упоминается). Не исключено и «компромиссное» решение этой проблемы: в ранней церкви существовали параллельно оба течения («ригористичное», настаивавшее лишь на одном покаянии при крещении, и «икономичное», допускавшее многократное покаяние после крещения); Ерма, тяготея к учению «ригористов», тем не менее, в силу личной склонности и обстоятельств вынужден был допустить ещё одно покаяние (но не целый ряд покаяний) после крещения. Хотя Ерма не смог дать убедительное теоретическое и практическое решение проблемы наличия греха («двоедушия») после крещения, представляется значимой уже сама постановка проблемы, которую церковь будет решать (во многом иначе, чем Ерма) в последующие столетия как дисциплинарно, определяя своё отношение к «падшим» во время гонений или впавшим в тяжкие грехи, так и богословски в период борьбы с мессалианством. Нравственное учение Ермы прямо выражено в Заповедях и аллегорически в Видениях и Подобиях. Оно представляет собой одно из самых ранних развёрнутых поучений такого рода, не имея, впрочем, никаких следов отступления от традиционного представления о добродетелях. Добродетели, согласно Ерме, необходимый спутник христианина. Резюмируя своё учение, Ерма выводит их в образе двенадцати дев, четыре из которых главные: Вера, Воздержание, Сила и Терпение. Им противостоят двенадцать грехов, главные из которых – Неверие, Невоздержанность, Непослушание и Ложь. С этим учением тесно связано представление о двух духах-ангелах: благом и злом, которые сопровождают человека и подталкивают к тем или иным поступкам. Исследователи считают наиболее вероятным источником подобного учения – 1 Цар. 16:14, хотя (как и в учении о двух путях) возможны некоторые параллели с кумранскими рукописями. О различении духов повествуется в шестой и одиннадцатой главах Заповедей. С этими представлениями, в свою очередь, неразрывно связано учение о посмертном воздаянии. В третьей главе Подобий подчёркивается, что на земле узнать о будущем воздаянии невозможно, в четвёртой главе говорится о том, что оно будет справедливым.

 



 
PR-CY.ru