ЕПИФАНОВИЧ Сергей Леонтьевич - Страница 2

Незадолго до кончины С.Л. Епифанович близко общался с приехавшим из Петрограда профессором Санкт-Петербургской духовной академии Николаем Ивановичем Сагардой. Сохранившиеся письма свидетельствуют, что одной из главных целей этих контактов был обмен редкими в России научными изданиями и первоисточниками, необходимыми С.Л. Епифановичу для работы. В период Первой мировой войны и последовавших революционных событий С.Л. Епифанович, несмотря на сложные условия, трудности с использованием научной литературы и ряд других проблем, продолжал научно-преподавательскую деятельность. На приглашение епископа Анатолия (Грисюка), профессора и ректора Казанской духовной академии, переехать в Казань С.Л. Епифанович ответил отказом. В 1918 г. он был утверждён в звании доцента и избран экстраординарным профессором Киевской духовной академии. Скончался после болезни. С.Л. Епифанович – один из выдающихся отечественных патрологов конца XIX – начала XX вв., наследие которого, несмотря на сравнительно небольшое число опубликованных трудов, не утратило значения до настоящего времени. Будучи знатоком не только первоисточников, но и всей имеющейся на тот момент научной (в первую очередь, западной) литературы по патрологии и церковной истории, он являет собой, тем не менее, образец самостоятельно мыслящего в рамках предания церкви учёного. Характеризуя научную деятельность С.Л. Епифановича, А. Прахов, его современник, замечал, что он обнаруживал, «за исключением трудов знаменитого Болотова, беспримерную в русском богословии самостоятельность работы». В магистерской диссертации, сохранившейся (не полностью) в рукописи, и двух опубликованных на её основе книгах – «Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие» (1915 г.) и «Материалы к изучению жизни и творений преподобного Максима Исповедника» (1917 г.) – С.Л. Епифанович впервые в русской церковной науке представил учение Максима Исповедника в наиболее полном объёме как целостную богословскую систему и результат синтеза византийского святоотеческого богословия, поместив его в контекст исторической эпохи и богословской мысли периода христологических споров (V–VII вв.). В диссертации учтены и освещены практически все доступные С.Л. Епифановичу отечественные (не менее 10) и зарубежные (не менее 30) научные издания, имевшие отношение к преподобному Максиму и к византийскому богословию V–VII вв. в целом, проведён подробный (в том числе сравнительный) анализ данных различных житийных и иных церковно-исторических источников и на их основе осуществлена авторская реконструкция хронологии жизни и произведений Максима Исповедника, включая обзор всех его сочинений, а также их многочисленных отрывков в других источниках.

 



 
PR-CY.ru