ЕМЕЛЬЯНОВ Николай Сергеевич - Страница 3

Его кисти принадлежит также 12 фронтальных изображений архангелов Рафаила (с Товией), Иегудиила, Селафиила, Варахиила, Уриила, ангела-хранителя, двух ангелов Господних, ангелов начала Господня, власти, господства, престола (музей истории религий), созданных для последнего, пятого яруса придельных иконостасов (по шесть образов в каждом). Исследователи полагают, что Н.С. Емельянов также является автором икон для царских врат этих иконостасов. Однако в документах есть упоминания, что врата в левый придел писал М.И. Дикарёв, а в правый – братья Чириковы. Для храма-памятника во имя Алексия Московского в Лейпциге (1911–1913 гг., архитектор Владимир Александрович Покровский; освящён 4 октября 1913 г., в день 100-летия Битвы народов) Н.С. Емельянов написал иконы на золотых фонах в стиле XVII в. в семиярусный дубовый иконостас – «усердный дар Войска Донскаго», изготовленный на фирме И.П. Хлебникова по рисунку Н.В. Покровского. Храм, образцом для которого послужила шатровая церковь Вознесения Господня в Коломенском, был возведён на участке земли на краю поля сражения (в настоящее время территория города). В храме было два этажа, в подклете находились братская могила-склеп с часовней, маленький музей и приходский зал с библиотекой. На втором этаже – приходская церковь на 200 человек, в местном ряду по сторонам царских врат помещены образ Спаса Нерукотворного и Смоленская икона Божьей Матери в серебряных окладах – копии с тех, которые сопровождали русскую армию в войне с Наполеоном. Для трёхстворчатого чеканного киота в часовне иконописец создал большой образ Воскресения Христова и множество икон маленького размера на створках. Исследователям известно, что Н.С. Емельянов вместе с М.И. Дикарёвым и братьями Чириковыми представлял к канонизации патриарха священномученика Ермогена в 1913 г. эскиз его изображения для надгробия в Успенском соборе Московского Кремля, в качестве основы был использован рисунок из Титулярника (впоследствии на раку помещено изображение письма Евгения Ивановича Брягина). Сохранилась икона патриарха Ермогена (около 1913 г., Исторический музей), манера письма которой, по мнению Наталии Николаевны Чугреевой, «напоминает иконы Н.С. Емельянова, работавшего по царским заказам». В 1912 г. Н.С. Емельянов был награждён медалью «За усердие», также получил серебряную медаль на владимирской ленте за иконописные работы в Феодоровском соборе в Царском Селе. Кроме того, иконописец был удостоен «личной благодарности» императора Николая II. По мнению исследователей, судя по сохранившимся произведениям, Н.С. Емельянов ориентировался преимущественно на образцы древнерусского искусства. Они считают, что его работы свидетельствуют о владении художественными приёмами и техникой древнерусской иконописи, скорректированными под влиянием стиля модерн, о знании традиционной иконографии, о достаточно высоком уровне профессионального мастерства. Однако признают, что его живопись лишена артистизма, предстаёт более графичной и упрощённой при сравнении с произведениями работавших вместе с ним ведущих иконописцев, таких как В.П. Гурьянов, М.И. Дикарёв с сыновьями и М.О. и Г.О. Чириковы.



 
PR-CY.ru