ЕЛЬЧАНИНОВ Александр Викторович - Страница 3

А.В. Ельчанинов писал: «Спасение не только в том, что спасается каждая отдельная человеческая душа, а в том, что спасается каждая тварь… Этот новый порядок вещей, новый род бытия и отношений называется в Евангелии Царствием Божьим, или Царствием Небесным. Учение о нём, изложенное в Евангелии, двойственно и вместе с тем едино. Во-первых, Царство понимается как внутреннее состояние преображённого человека – “Царство Божие внутри вас есть”, оно достигается внутренними усилиями личности; а с другой стороны, оно есть нечто, лежащее вне человека... преображающее мир, как закваска – тесто, независимо от индивидуальных человеческих усилий. Это кажущееся противоречие легко примиряется таким соображением. Царство Небесное, идеальный, божественный мир, существует от века, но человек может, если хочет, войти в него, употребив для этого личные усилия». Воинскую повинность А.В. Ельчанинов отбывал на Кавказе и после её окончания занимался педагогической деятельностью. В 1912 г. по приглашению полковника (впоследствии генерал) Владимира Левандовского преподавал историю в основанной им в Тифлисе частной гимназии с совместным обучением мальчиков и девочек. В 1914 г. А.В. Ельчанинов был назначен её директором. Одновременно читал на Высших женских курсах в Тифлисе лекции по истории религии, а также частный цикл открытых лекций о новой русской религиозно-философской мысли и об отдельных её представителях, многих из которых лично знал. Из воспоминаний бывших учеников исследователям видно, что он был не просто педагогом, а духовным руководителем, «пастырем ранее своего пастырства», как говорил о нём Сергий Булгаков. Для А.В. Ельчанинова были характерны особый интерес к воспитанию и умение установить личную связь и дружбу между воспитателем и воспитываемым. Он пользовался исключительной любовью учеников. Не раньше 1917 г. женился на Тамаре Владимировне Левандовской, дочери основателя гимназии. В 1918 г. разработал и прислал священнику Павлу Флоренскому «Проект общеобразовательной школы типа гимназии», основанной на принципах православной педагогики. Проект базировался на четырёх началах: «практической работе над землёй и обработкой её продуктов», изучении Античности, национальности (в частности, изучении трудов славянофилов и «примыкающих к ним литературных и философских направлений», народного языка, мировоззрения и фольклора) и православии («церковь при школе, православный уклад школьной жизни, участие в богослужении»). Проект не был реализован. В области педагогики А.В. Ельчанинов уделял особое внимание «кружковству» (организации кружков, объединявших детей разного возраста), которое считал одним из основополагающих стилей русской педагогики, и воспитанию в коллективе. После Октябрьской революции 1917 г. А.В. Ельчанинов сотрудничал с американской благотворительной миссией «Near East Relief», организовывая ремесленные, спортивные и просветительные занятия для детей. В 1921 г. с семьёй эмигрировал из России, поселился во Франции, в Ницце, где занятия сельским хозяйством совмещал с преподаванием русского языка и истории для русских детей во французском лицее.

 



 
PR-CY.ru