ЕЛЕОНСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ РУССКИЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 6

Е.С. Лукьянова, изучавшая елеонскую археологию в 1929–1937 гг., обобщила результаты исследования в виде стройной концепции, согласно которой почти все находки архимандрита Антонина являются фрагментами единого архитектурного памятника времени равноапостольного Константина I Великого – Елеоны. По мнению исследовательницы, это была огромная базилика, сопоставимая по размерам и отчасти по архитектурным особенностям с базиликой Рождества Христова в Вифлееме. Оспаривая наиболее распространённое среди археологов убеждение, что остатки Елеоны следует отождествлять с фундаментами гораздо более скромного по размерам строения на месте кармелитского монастыря Pater Noster, Е.С. Лукьянова попыталась реконструировать план базилики времён равноапостольного Константина, полностью вписав его в территорию Елеонского монастыря, действительно весьма близко подступающую с востока к Имвомону – месту Вознесения Господня. Руины на кармелитском участке принадлежат, по её мнению, монастырю преподобной Мелании Римляныни Старшей (пока эта гипотеза не нашла подтверждений). В 1895 г., после смерти архимандрита Антонина, Якуб Егорович Халеби по просьбе нового начальника Русской духовной миссии архимандрита Рафаила (Трухина) купил на его деньги на Елеоне участок размером в 4 дунама (0,4 га), граничащий с участками архимандрита Антонина, и таким образом округлил владения Елеонского монастыря. После решения Святейшего Синода о превращении женского общежития на Елеонской горе в женскую общину и получения благословения от Иерусалимского патриарха Дамиана 12 августа 1906 г. (в день рождения архимандрита Антонина) состоялось открытие общины. Игуменом был назначен о. Парфений (Нарциссов), настоятельницей (старшей сестрой) – монахиня Евпраксия (Миловидова), бывшая послушница московского Алексиевского монастыря. Приехав в 1880 г. в Иерусалим для поклонения святым местам, она долго жила в различных греческих монастырях, пока, познакомившись с архимандритом Антонином и его помощником игуменом Парфением, не стала их постоянной помощницей. Приобретя в июле 1899 г. собственный дом в Иерусалиме (на ул. Пророков, напротив русского Вениаминовского подворья), она оформила его по примеру архимандрита Антонина как вакуф, который после неё перейдёт к «бедным монахам и паломникам православного вероисповедания, русским подданным, проживающим при Русской (Елеонской) церкви». В 1912 г. настоятельница Евпраксия была награждена наперсным крестом. Она скончалась 12 декабря 1914 г., прожив на Елеоне 26 лет. Община, состоявшая первоначально из 15 сестёр, управлялась, как и Горненский монастырь, в соответствии с «особыми правилами», утверждёнными Святейшим Синодом 24 июля – 5 августа 1898 г. Каждый из монастырей жил за собственный счёт, на средства из нештатных источников. Дополнительным источником дохода было монастырское рукоделие: изготовление церковных риз, воздухов, пелен, продажа сорочек паломникам для омовения в Иордане (они хранились потом верующими для похорон, в качестве саванов), писание монахинями икон и картин в иконописных мастерских (в настоящее время иконы, писанные горненскими и елеонскими сёстрами, можно видеть во всех православных храмах Святой земли).

 



 
PR-CY.ru