ЕЛЕОНСКАЯ ГОРА - Страница 5

В 1834 г. часовня пострадала от землетрясения и была отремонтирована совместно православной греческой, католической и армянской общинами. Однако армянское духовенство, пользуясь покровительством египетского правительства, войска которого оккупировали в 1830 г. Сирию и Палестину, помимо совместного владения часовней начало строительство рядом собственного монастыря. 13 сентября 1836 г. русскому посланнику в Константинополе Аполлинарию Петровичу Бутенёву поступила жалоба Иерусалимского Синода о том, что «Оттоманская Порта из мести к России, как православной… отнимает у нас священную Елеонскую гору и отдаёт её армянам». Эта жалоба дошла до императора Николая I, и были приняты необходимые меры. 8 сентября 1838 г. в Иерусалим прибыл судебный представитель Высокой Порты и «начал вопрошать и судить». На другой день все заинтересованные стороны отправились на Елеонскую гору, где после «рассмотрения с точностию всех зданий и описания оных с наивеличайшею подробностию» было принято решение, «что все нововведения достойны истребления и разрушения, так что места сии по-прежнему остаются приступными для поклонения для всех народов». После получения султанского повеления греки и католики в 1839 г. «разрушили до основания» армянские постройки. Внутри часовни, напротив западного входа, в полу находится камень в прямоугольной мраморной рамке, сделанной в естественной скале, с ясно отпечатавшимся на нём следом левой человеческой стопы. «Случайность сходства тут, по крайней мере, для меня, немыслима», – подчёркивал архимандрит Антонин (Капустин). «Даниил видел здесь ещё две стопы (в XII в.), но позже мусульмане высекли из скалы одну стопу и перенесли её в мечеть Ель-Акса, где этот след и сохраняется поныне». Стопа Спасителя обращена на север, из чего русскими паломниками делался вывод, что «Он возносился на небо с лицом, обращённым к северу, к России, и, возносясь, благословлял её». В XIX в. арабы торговали кусочками полотна в размер стопы. Одессит Ефим Иванович Фесенко сделал и растиражировал в 1890 г. хромолитографию «стопочки», как любовно называли её русские богомольцы, заменив полотно бумагой. Такими изображениями благословляли русских паломников монахини расположенного неподалёку от места Вознесения Елеонского Вознесенского русского монастыря. В праздник Вознесения Господня католики пользуются привилегией служить на святом камне, установив престол внутри часовни. Православные, а также сирийцы, армяне и копты ставят алтари во дворе, в специальных шатрах. Большой каменный престол к юго-востоку от часовни принадлежит православным. Внутри часовни православные ставят два подсвечника с горящими свечами по сторонам святого камня. Собственно здание мечети с отдельным входом расположено вне двора, но деньги за вход в часовню Вознесения получает мусульманский сторож. В 378 г. Мелания Римляныня Старшая основала между Елеоной и Имвомоном (по данным раскопок, почти вплотную к последнему) монастырь и странноприимный дом для паломников. В 380 г. к ней присоединился её духовный наставник Руфин Аквилейский, ставший настоятелем мужского монастыря.

 



 
PR-CY.ru