ЕЛЕОНСКАЯ ГОРА - Страница 4

Диаметр церкви составлял около 25 м. Терраса, открывавшая вид на Иерусалим, заканчивалась мраморной лестницей, спускавшейся к Кедрону. Крест, венчавший Имвомон, был заметен издалека, из Кедронской долины, а фонари, освещавшие портик и террасу, были видны из города. Паломница Эгерия в описании службы Великого четверга указывала положение Елеоны и Имвомона следующим образом: «Все идут на Елеон, в ту церковь, где находится пещера, в которой был в этот день Господь с апостолами... И оттуда, приблизительно уже в шестом часу ночи, с песнопениями идут вверх, на Имвомон, на то место, откуда Господь вознёсся на небо». Разрушенный персами в 614 г., Имвомон был отстроен Иерусалимским патриархом Модестом (археологами была обнаружена посвятительная надпись с упоминанием его имени) в более скромном виде и не точно на прежнем месте. Менее понятно исследователям первоначальное положение священного камня. Они полагают, что он был огорожен «большим круглым колесом, сверху сглаженным, вышина которого указывается мерою до шеи, и посередине его видно немаленькое отверстие, через которое указываются отчётливо и ясно отпечатавшиеся открыто следы ног Господних. В этом колесе с западной стороны постоянно открыта некая дверь, для того чтобы входящие через неё легко могли подойти к месту священного праха (находящегося на камне) и через открытое сверху отверстие этого колеса, протянув руки, брать частицы священного праха». Это описание напоминает архитектурное оформление камня Авраама в святилище Куббат-эс-Сахра (Купол скалы), построенном в 685–691 гг., возможно, по образцу камня Вознесения времён Аркульфа. В 1106 г. храм Вознесения посетил игумен Даниил, первый из русских авторов, оставивший описание паломничества в Палестину. Он указал расстояние от Гефсимании до вершины Елеонской горы в три полёта стрелы, а до Елеоны – в один полёт. Расстояние от Елеоны до места Вознесения он определил в 90 сажён, т.е. около 200 м. «Место Вознесения Господня, – говорится в «Хожении», – находится на вершине Елеонской горы, прямо к востоку, и выглядит, как малая горка. На той горке был камень круглый, выше колена, с того камня вознёсся Христос. И всё то место покрыто сводами, а поверх сделан как бы двор каменный круглый, вымощенный весь мрамором. И посреди того двора создан как бы теремок круглый, без верха, а в том теремке, под самым его непокрытым верхом, лежит камень святой, на котором стояли пречистые ноги Владыки и Господа нашего. И сделана над камнем трапеза из мраморных плит, и на той трапезе служат ныне литургии. Камень же находится внизу, под святой трапезой, вокруг весь обложен мраморными плитами, только верх его виден немного, и его целуют все христиане». Современная часовня Вознесения относится к эпохе крестоносцев. Это небольшое здание, ротондальное внутри и октагональное снаружи, перекрытое полусферическим куполом. Нижний восьмерик украшен арочными нишами с небольшими коринфскими колоннами на углах, с византийскими резными кентаврами в капителях. Двор часовни составляет примерно половину площади, которую занимала ротонда (или, по другим реконструкциям, октагон) Имвомона, базы колонн последнего сохранились близ внутренней стороны ограды.

 



 
PR-CY.ru