ЕЛЕАЗАР, Севрюков - Страница 10

На листе «Изображение Анзерского острова» 1802 г. Луки Зубкова (оттиск в Российской национальной библиотеке) помещён не только план (с ориентировкой по сторонам света), но и вид монастырских скитов на Анзерском острове. Елеазар, в одеждах преподобного, с чётками, обращён к иконе Святой Троицы, которую поддерживают ангелы на облаках, вместе с ним – Михаил Малеин (небесный покровитель царя Михаила Фёдоровича). Вместе с Иисусом Анзерским Елеазар изображён предстоящим иконе Распятия Христова на гравюре с видом Анзерского Голгофо-Распятского скита 1830 гг. (Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии). В начале XX в. на Русском Севере бытовали графические листы с образом Елеазара. Гравюры начала ХIХ в. с изображением Елеазара сохранились на вклейках в рукописных книгах, например, в Житии Елеазара начала XIX в. (РНБ, ИРЛИ). Одна из них награвирована Лукой Зубковым в 1801 г., другая – Артёмом Касаткиным в 1806 г. (РНБ), но в целом повторяет первую: фигура Елеазара справа, с непокрытой головой, руки с чётками на груди, слева – план острова, в центре – церковь, вверху – образ Святой Троицы, несомый ангелами (надпись: «Триипостаснаго содействием»), внизу – текст с кратким рассказом о святом. На листах Луки Зубкова впервые появился тот тип Троицкой церкви с двумя шпилями, с трапезной и колокольней, который затем в ХIХ в. воспроизводился в иконописи и тиражной графике. Образ Елеазара с видом обители встречается и в книжной миниатюре, например, в рукописи Жития святого конца ХIХ в. (Государственный архив Архангельской области). В ХIХ в. первооткрывателями художественной литографии в Архангельской губернии были мастера Соловецкой обители и архангельский купец Василий Артемьев Черепанов. Монастырь пользовался также услугами частных литографий И.И. Пашкова, И.А. Морозова в Москве, Е.И. Фесенко в Одессе. Во второй половине ХIХ – начале ХХ в. они выпустили несколько изображений обители и её святынь, которые раскупались богомольцами. В Соловецком патерике помещена хромолитография «Преподобные Иринарх Соловецкий и Елеазар Анзерский» с цензорским разрешением 1897 г., отпечатанная в литографии Веферс в Санкт-Петербурге. Святые изображены в рост, вполоборота к центру, на фоне пейзажа, на облаках – Святая Троица как напоминание об основании при их посредничестве Троицкого скита. В Соловецком монастыре было и собственное литографское производство, в конце ХIХ в. для богомольцев неоднократно воспроизводился лист «Святые и преподобные отцы в Соловецкой обители» (оттиск 1889 г. – Архангельский музей). Над панорамой монастыря от бухты Благополучия по сторонам образа Преображения Господня на облаках изображено шесть наиболее почитаемых местных святых, в их числе – Елеазар. Аналогичный эстамп (как полагают исследователи, с того же оригинала) был отпечатан в 1881 г. в литографии Троице-Сергиевой лавры (Российская государственная библиотека). В монастырской мастерской издавались и хромолитографированные панорамы монастыря с образами Соловецких святых (1892 г., Архангельский музей).

 



 
PR-CY.ru