ЕЛЕАЗАР, Севрюков - Страница 9

Множество паломнических недорогих иконок сохранилось и бытует на Севере, например, маленький образ конца ХIХ – начала ХХ в. на кипарисовой доске из деревни Усть-Кыма Лешуконского района Архангельской области (Архангельский музей), где Елеазар, в монашеском одеянии и в куколе, указывает правой рукой на постройки скита. Тогда же образ святого появился в монументальной живописи Соловецкого монастыря: на северной стене в интерьере надвратной Благовещенской церкви, вблизи иконостаса, изображены в рост четыре местных святых, среди них – Елеазар (роспись второй половины XIX в. в масляной технике). Документы зафиксировали образы Елеазара в иконостасах церквей и часовен Соловецкой обители: в деисусном ряду Благовещенской церкви, в местном ряду церкви во имя Московского митрополита Филиппа («образ Германа Соловецкого и Елеазара Анзерского на одной доске, а над ними – Святая Троица»), в церкви во имя преподобных Зосимы и Савватия («образ Пресвятой Богородицы во весь рост, с припадающими преподобными Германом и Елеазаром» – Государственный архив Архангельской области). На иконах Елеазара часто изображали вместе с Германом Соловецким, на графических листах – парным Иринарху Соловецкому. На иконе конца XVIII в. (музей Андрея Рублёва) пять Соловецких святых вместе со Стефаном Сурожским предстоят Спасителю в облаках, Елеазар – в правой части вверху, напротив Германа, в куколе, с седоватой бородой средней величины, со сложенными на груди ладонями, надпись: «Прп(д)бный Елеазарiй Анзерскiй». Елеазар вместе с другими Соловецкими чудотворцами почитался старообрядцами Выговской пустыни, что отразилось в поморской иконописи, например, на иконе начала XIX в. из церкви Сретения Господня деревни Малошуйка Онежского района Архангельской области, где он представлен крайним справа, вместе с преподобными Зосимой, Савватием и Германом, в куколе и схиме, одетой поверх мантии, с кудрявыми волосами и широкой волнистой бородой. Наиболее ранние гравюры с видами Соловецкого монастыря и образами его основателей относятся к началу ХVIII в., но без Елеазара. Значительный ряд эстампов был изготовлен в конце ХVIII – начале ХIХ вв., при архимандрите Ионе, монастырским гравёром Лукой Зубковым (вновь отпечатаны со старых досок около 1884 г. – оттиски, например, в собрании Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии). Рядом с обителью или над ней в молении на облаках помещены его основатели и подвизавшиеся на Соловках святые – преподобные Зосима, Савватий, Герман, Елеазар, Иринарх, Московский митрополит Филипп. К этому же изводу принадлежат гравюры 1827 г. работы А. М. Шелковникова (при архимандрите Досифее; Соловецкий музей-заповедник СГИАПМЗ), 1850 г. – А. Г. Афанасьева по рисунку монаха Александра Заливского (при архимандрите Димитрии; оттиск 1884 г. – Соловецкий музей-заповедник СГИАПМЗ). Иконография Елеазара как основателя Анзерского скита тоже была разработана в гравюре.

 



 
PR-CY.ru