ЕЛЕАЗАР, Севрюков - Страница 8

Преподобный Зосима Соловецкий и Елеазар представлены на первом плане, стоящими на острове в окружении вод, в центре композиции – вид Соловецкой обители и, как полагают исследователи, Анзерского скита, за ними во втором ряду – Иоанн Большой Колпак и пророк Илия, вверху – образ Божьей Матери «Знамение». Елеазар обращён в молении к Богородице, правой рукой поддерживает изображение скита, облачён в синюю рясу, коричневую мантию, розового цвета схиму (куколь на голове), длинная борода к концу сужается. Иконография Елеазара сложилась после обретения его мощей. Она разрабатывалась в Соловецком монастыре на основе уже имевшихся иконографических типов прославленных местных святых – преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Образы Елеазара созданы в иконописи, в графике, в монументальной живописи. Традиционно он представлен в мантии и схиме, с куколем на голове или на плечах, волосы и окладистая борода с проседью. В середине – второй половине ХVIII в. получил распространение извод «Преподобный Елеазар Анзерский, с видом обители». Такая композиция появилась в резцовой гравюре и затем в литографии. Среди святых Соловецкого патерика только изображения преподобных Зосимы и Савватия, как правило, дополнялись панорамой монастыря. Наиболее ранняя икона относится к середине ХVIII в. и происходит из Троицкого скита на Анзерском острове (Соловецкий музей-заповедник). Елеазар представлен в рост, вполоборота влево, в молении Иисусу Христу на облаках, слева от фигуры святого – белая трёхглавая церковь и клеймо «Преставление преподобного Елеазара Анзерского». Изображение Троицкого храма с трёхлопастным перекрытием по закомарам встречается только на этой иконе. К концу ХVIII в. в гравюре сформировался иной облик храма, где колокольня и церковь завершались шпилями. В дальнейшем этот вариант стал образцом для иконописных произведений. Образы Елеазара писали в иконописной мастерской, впоследствии в живописной палате Соловецкого монастыря. В частности, известна большая икона 1860 – начала 1880 гг. (Соловецкий музей-заповедник), на которой святой представлен в рост, в правом повороте, обращённым к Спасителю, в куколе и схиме, в правой руке – раскрытая книга с текстом: «Молю васъ, братiя моя. Любовь имеите между собою, ибо любовь рождена есть от Бога и совершение имеет всего закона. Она не токмо любящаго любитъ, но и враждующаго. А без любве аще и горы имете преставляти, и во огни тело сожеши». Пейзажный и архитектурный фон с постройками Анзерского скита достаточно реалистичен: видна Троицкая губа, которая вдаётся в остров, на берегу – одноглавая церковь с колокольней, примыкающей трапезной и двухэтажными кельями (точно воспроизведён треугольный фронтон, порядок расположения окон в здании келий). Такой облик храма существовал до перестройки 1884 г. На подобной иконе конца XIX в., выполненной в монастырской живописной мастерской (церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия на Соловецком подворье Архангельска), Троицкая церковь запечатлена уже после её реконструкции. Рисунок храма в упрощённом варианте повторялся на иконах, которые Соловецкий монастырь заказывал в большом количестве мастерам из владимирских иконописных сёл, в частности, из Холуя.

 



 
PR-CY.ru