ЕЛЕАЗАР, Севрюков - Страница 7

Их привёз из Кеми родственник преподобного Иоаким Дмитриевич Севрюков, отец которого получил их от Елеазара, иконы были помещены у гробницы преподобного. И.Д. Севрюков также привёз в скит некие «списанные повести» о Елеазаре: «...егда еще жив, чудодействова». Имя Елеазара включено в «Описание о Российских святых», известное в списках XVIII–XIX вв. По мнению Евгения Евстигнеевича Голубинского, общероссийское почитание святого было установлено до 1721 г. Около 1838 г. была составлена служба Елеазару. В XIX в. Анзерский Свято-Троицкий скит был местом активного паломничества со всей России, для приезжавших построили деревянную гостиницу. Иноческая жизнь в скиту возобновилась в 2000 г., с 2002 г. распоряжением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Троицкий скит находится на попечении Троице-Сергиевой лавры. К началу XXI в. на Анзере сохранились руины Троицкой церкви и трапезной, остатки хозяйственных деревянных строений. На расстоянии чуть больше километра от скита находится святой источник, которым, по преданию, пользовался Елеазар; здесь в 1917 г. был установлен поклонный крест, сохранившийся до настоящего времени. После перехода Елеазара в Свято-Троицкий скит место его первоначального пустынножительства забылось. В начале XIX в. анзерский иеросхимонах Иосиф нашёл крест, поставленный Елеазаром на месте его первоначальных подвигов, и построил неподалёку келью для безмолвствующих. В 1825 г. рядом была сооружена часовня во имя Елеазара, где хранились его Псалтирь и ряса. Во времена существования Соловецкого лагеря в часовне размещался пикет охранников, затем она была заброшена, и местонахождение её забылось. В 1995 г. место первоначальной Елеазаровой пустыни было обнаружено Соловецким отрядом Морской арктической экспедиции, в 1996–1998 гг. при археологических раскопках на этом месте был расчищен фундамент построек, место часовни Елеазара обозначено памятным знаком. Канонизация Елеазара подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, празднование которому было возобновлено в 1981 г. по благословению Ленинградского и Новгородского митрополита Антония (Мельникова; Собор установлен около 1831 г.), в Собор Соловецких святых, учреждённый в 1993 г. по благословению патриарха Алексия II, а также в Собор Карельских святых, новое празднование которому 21 мая установлено по благословению патриарха Алексия II в 2004 г. По преданию, первый образ Елеазара был написан анзерским иноком Макарием, которому святой явился во сне. Внешний облик преподобного описан в Житии начала XIX в.: «...бе же явлейся преподобный Елеазар возрастом посредний, дебел составы и плотию, образом добр, браду имея довольну и окруженну, седу весма и не густу, и во иноческой одежде». У места погребения Елеазара находилась его икона, которую в 1876 г. видел Дмитрий Александрович Ровинский. Наиболее ранний, необычный образец иконографии преподобного известен на ростовской иконе избранных святых второй трети XVII в. из Борисоглебского на Устье мужского монастыря (Третьяковская галерея; ошибочно назван преподобным Савватием Соловецким; идентифицирован как Елеазар).

 



 
PR-CY.ru