ЕЛЕАЗАР, Севрюков - Страница 6

Позднее над его могилой и устроенными по сторонам погребениями его учеников преподобных Никодима и Никифора возвели небольшую деревянную часовню, заново выстроенную в начале 1740 гг. Обретение мощей Елеазара совершилось летом 1757 г., при возведении каменной часовни над гробницами святых. По указу архиепископа Архангелогородского и Холмогорского Варсонофия 16 августа 1758 г. мощи Елеазара и его учеников были перенесены в новопостроенную часовню и погребены в могиле, над которой в следующем году была поставлена гробница. В 1838 г. рака была заменена бронзовой, над ней была установлена сень в виде шатра, вокруг стояло девять резных позолоченных крестов, над ракой располагалась икона Елеазара в рост. В 1880–1884 гг. Троицкая церковь была перестроена, новый храм, сохранившийся до настоящего времени, был возведён на месте часовни Елеазара, над его могилой. К началу XX в. рака с мощами святого покоилась в Троицкой церкви под спудом. Анзерский Свято-Троицкий скит был закрыт в 1920 г., в 1925 г. мощи святого были вскрыты и увезены с Анзерского острова, их современное местонахождение неизвестно. В 2003 г. в разорённом в 1925 г. погребении Елеазара были обнаружены частицы мощей святого, с 2005 г. частицы мощей хранятся в церкви Воскресения Христова Анзерского Голгофо-Распятского скита. Местное почитание Елеазара началось в XVII в. Во второй половине XVII в. среди соловецких монахов и поморов бытовало немало рассказов о посмертных чудесах Елеазара. Во вкладной книге Анзерского скита сообщается о том, что паломники, приезжавшие на Анзерский остров, рассказывали строителю Свято-Троицкого скита Иову (Иисусу), как Елеазар «много у них купцев, по морю плавоющих, от всяких бед избавляет, и очевидно на кораблех их обрегает, и от смертнаго потопления по дарованней ему от Бога благодати преславно свобождает». В пространной редакции Жития Елеазара сообщается об 11 чудесах по молитвам к святому: об исцелении от телесных и душевных недугов, о спасении от потопления и др. В сочинении «Список о чудеси в Анзерской пустыни», созданном во время Соловецкого восстания 1667–1676 гг., рассказывается об исцелении в 1674 г. анзерского инока Исаии: по повелению Пресвятой Богородицы соловецкие святые Зосима, Савватий, Герман, Иринарх, Филипп и Елеазар победили трёхглавого змея – виновника слабоумия Исаии и соловецкого «возмущения». После подавления восстания в 1676 г. на допросах выяснилось, что многие поморы ездили на Анзерский остров для панихиды по «прежнему строителю» Елеазару. Установление местного почитания Елеазара в начале XVIII в. связано с деятельностью Иова (Иисуса), при котором были созданы несколько редакций Жития Елеазара, молитва, тропари святому, обширные сведения о Елеазаре содержит начатая по инициативе Иисуса в 1710 г. вкладная книга Свято-Троицкого скита. По преданию, основание Иисусом Голгофо-Распятского скита произошло после бывшего ему 18 июня 1712 г. видения Пресвятой Богородицы и Елеазара. Между 1707 и 1709 гг. по завещанию Елеазара на Анзер были доставлены две иконы, которыми благословили святого его родители: Святой Софии, Премудрости Божьей, и «Пресвятыя Богородицы с Корнилием преподобным».

 



 
PR-CY.ru