ЕЛЕАЗАР, Севрюков - Страница 5

Предисловие к богослужебному уставу (в нём излагаются обстоятельства получения анзерскими пустынножителями богослужебного устава из Соловецкого монастыря), «Сказание о Божественном гласе» (по мнению исследовательницы, это надпись на иконе Спасителя, созданной преподобным) и учительную грамоту, адресованную некоему мирянину. Считается, что Елеазар в 1641–1648 гг. участвовал в составлении первоначальной редакции Жития Дамиана (Диодора) Юрьегорского. Автобиографический «Свиток» Елеазара привлекал внимание исследователей, неоднократно издавался. Первую часть произведения составляют рассказы о начале скита на Анзерском острове, главной темой второй части является духовный опыт, приобретённый Елеазаром за время пустынножительства. Особенностью сочинения считается ярко выраженный мистический характер: большое место в нём уделено описанию борьбы подвижника с бесами, являвшимися в виде животных и людей, зачастую принимавших облик святых. «Свиток» содержит рассказы о благодатных видениях, укреплявших святого в его подвиге: Елеазару неоднократно являлась Пресвятая Богородица, он имел откровение о Святой Троице, видение Нерукотворного образа Спасителя («тако бысть велик – во всё небо»). Автор стремится донести до читателей духовный смысл происходивших с ним событий. В языке повествования книжные формы совмещаются с конструкциями и оборотами живой речи, это вызвано, как полагают исследователи, тем, что Елеазар плохо владел книжным церковнославянским языком и не ставил задачу создать литературное произведение, но стремился передать свой опыт другим пустынникам. Эмоциональный, личностный и одновременно духовно взвешенный рассказ о внутренней жизни подвижника делает «Свиток» уникальным документом истории русского аскетизма в XVII в. Большое место в «Свитке» отведено иконографически точным описаниям бывших Елеазару видений. Излагая видение Святой Троицы, автор уточняет, что каждая из Божественных Ипостасей имела Свой престол (иконография типа «Отечество»); видение Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, апостола Иоанна, двух ангелов и апостолов святой характеризует: «...якоже и в деисусе описуют»; на голове Пресвятой Богородицы был багряный мафорий с тремя звёздами – «якож описуют»; Елеазар имел видение Смоленской иконы Божьей Матери; явившийся преподобному апостол Павел держал в руках образ Божьей Матери «Знамение». Точно описывать детали Елеазару, скорее всего, помогал опыт иконописца. Известно, что по бывшему ему свыше откровению святой написал образ Иисуса Христа «на убрусе» (Спаса Нерукотворного), который первоначально находился в келье святого, затем – в скитской Троицкой церкви, между 1704 и 1707 гг. был помещён в часовне над гробницей святого (в XIX в. Елеазара считали автором образа Спасителя, находившегося на св. вратах Соловецкого монастыря, но эта икона была создана не позднее начала XVI в.). Под руководством Елеазара иеромонах Никон написал ещё одну икону Нерукотворного образа Спасителя, находившуюся, как следует из Жития, над входом в Троицкий храм (иконы из Анзерского скита не сохранились). Елеазар был погребён в 1656 г. в Троицкой церкви скита.

 



 
PR-CY.ru