ЕЛЕАЗАР, Севрюков - Страница 11

Образ Елеазара вводился в состав Собора Новгородских святых на сравнительно ранних произведениях, например, на иконе 1728 г. письма священника Георгия Алексеева (Третьяковская галерея), на почитаемом «старинном» образе Новгородских чудотворцев, предстоящих Софии Премудрости Божьей (в шестом ряду), который находился «в ризнице черниговской кафедры». Изображения Елеазара встречаются на иконе «Собор святых, в земле Карельской просиявших» 1876 г. из местного ряда церкви во имя Всех преподобных, в посте просиявших, на кладбище Валаамской обители (в настоящее время в домовой церкви Церковного управления Финляндской православной церкви в Куопио, Финляндия). Иконография, по мнению исследователей, была разработана на Валааме или авторами иконостаса в санкт-петербургской иконописной мастерской Пешехоновых по заказу Валаамского Преображенского монастыря (храмовый образ подписан Василием Макаровичем Пешехоновым). Образ упомянут в описях монастырского имущества 1912, 1942 гг. Елеазар представлен погрудно, с непокрытой головой, с залысинами и бородой средней величины с проседью, крайним справа в седьмом ряду, рядом с Вассианом Пертоминским, на нимбе надпись: «С. Елеазаръ Анзерск. Сол.». Подобным образом он запечатлён и на двух идентичных по иконографии и стилю иконах-пядницах с таким же сюжетом, которые были исполнены в том же 1876 г. в иконописной мастерской Валаамской обители, подписаны как «труд валаамских иноков» (Нововалаамский монастырь, Музей православной церкви в Куопио, Финляндия). В составе Собора русских святых ростовое изображение Елеазара есть в числе подвижников XVII в. в росписи галереи, ведущей в пещерную церковь Иова Почаевского в почаевской Успенской лавре (живопись конца 1860–1870 гг. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 1970 гг.), а также в группе Соловецких чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма монахини Иулиании (Соколовой) 1934 г., начала 1950 гг., конца 1950 гг. (ризница Троице-Сергиевой лавры, Данилов мужской монастырь в Москве) и на иконах этого извода конца XX – начала XXI вв. в московских храмах Христа Спасителя, Воскресения Христова в Сокольниках, Николая Чудотворца в Клённиках и др. Наряду с другими северорусскими святыми Елеазар представлен в росписи 1992 г., выполненной архимандритом Зиноном (Теодором) в братской трапезной Нововалаамского монастыря в Финляндии, – в рост, прямолично, в куколе, с разведёнными руками (в левой свиток). Образцы современной иконографии Елеазара – рисунок для Миней Московской патриархии работы протоиерея Вячеслава Савиных и Н. Шелягиной; иконы 1990 гг. московского художника Валерия Владимировича Близнюка и др., находящиеся в Соловецком монастыре. Образ Елеазара включён в состав современной композиции «Собор Соловецких святых», например, в церкви Георгия Победоносца в Яндове в Москве (подворье Соловецкого монастыря), а также в число изображённых на современной иконе «Собор Карельских святых» из собора князя Александра Невского в Петрозаводске (крайний слева во втором ряду).



 
PR-CY.ru