Словарь по христианству Е «ЕДИНОРОДНЫЙ СЫНЕ» - Страница 10

«ЕДИНОРОДНЫЙ СЫНЕ» - Страница 10

В Клинцовском иконописном подлиннике (XVIII в.) рекомендовано делать другие надписи, редакция касается и элементов изображений: «...А что Спас сидит на херувимах, в кругу его писано: седяй на херувимах, видяй бездны, промышляй всяческая, устрашай враги и возносяй смиренныя духом»; на правой стороне ангелу, что держит чашу: “Чаша гнева Божия, вина нерастворена, исполнь растворения”; Милосердию подпись: “Душу свою за други своя положи”; а что Спас сидит на кресте вооружён, а тому подпись: “Смерть на смерть наступи, един сый святыя Троицы, споклоняем Отцу”». На иконах «Единородный Сыне» встречаются различные варианты изображений, в том числе близко следующие описанию Клинцовского подлинника. Так, на прориси XVII в. справа на фоне здания изображено «Благовещение», слева на фоне храма – ангел и святители Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, благословляющие чашу; Христос в доспехах с короной на голове; архангел Михаил, сковывающий сатану цепью, и бесы, устремляющиеся в пасть ада в виде челюстей левиафана; смерть верхом на льве. На иконе XVII в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Господь Саваоф представлен на троне, над «Троицей Новозаветной», в сегменте «Троица Ветхозаветная»; композиция дополнена группами ангелов в двух медальонах и символами евангелистов в углах ромба. Слева на фоне храма изображён престол под киворием. На престоле лежит Богомладенец, перед престолом склонился архангел. Справа на фоне здания представлен вариант «Благовещения»: Богоматерь на престоле, справа от Неё ангел. На иконе конца XVIII в. (Галерея икон апостолов Петра и Павла, Вадуц) слева на фоне здания изображено Распятие с надписью: “Распятся же Христе Боже”, справа – «Богоматерь “Знамение”» с надписью: “Изволивый спасения нашего ради воплотитися”; изображение сидящего на кресте Христа воина с короной на голове дополнено надписью: “Смертию на смерть наступи”; около сковывающего ангела надпись: “Где ти аде победа”, над смертью надпись: “Где ти смерти жало”. Иконы, написанные псковскими мастерами для Благовещенского собора, отличались сложной программой и новыми для московского искусства иконографическими темами. Они вызвали бурное негодование дьяка Иоанна Висковатого, называвшего их «латынским мудрованием». Замечания, предъявленные дьяком Московскому митрополиту Макарию, обсуждались на Соборе 1553–1554 гг. Среди отвергавшихся Висковатым изображений как не соответствующих православному учению были детали композиции «Единородный Сыне», например, образ Христа в доспехах, появившийся на русских иконах уже в конце XV в. За разъяснением по поводу спорных изображений псковичи обращались к Максиму Греку, который отрицательно отнёсся к подобным образам; негативными также были мнения архиепископа Геннадия Новгородского и Зиновия Отенского. Тем не менее, подобные изображения продолжали писать, распространялись их толкования. Соответствие новых композиций православному пониманию образа, святоотеческому учению и византийской иконографической традиции подтвердил митрополит Макарий.

 



 
PR-CY.ru