«ЕДИНОРОДНЫЙ СЫНЕ» - Страница 9

Перед башней в облачном сегменте представлен ангел в зелёном хитоне и красном гиматии, с жезлом, увенчанным крестом, в правой руке и зерцалом, заполненным облачным рисунком, в левой руке. Под ним читается надпись: «Трясый землю и возмущаа волнами и (по)двизая преисподнаа и убожаа бездны». Справа различимы фрагменты ещё одной надписи: «Воззовет Господь от Сиона, тайна Его от Иерусалима и рассудит люди Своя…» По мнению О.И. Подобедовой, это архангел Михаил, а здание повторяет те, что изображаются в композиции «Премудрость созда себе дом». На иконах «Единородный Сыне» XVII–XVIII вв. “Благовещение” или «Богоматерь “Знамение”» изображались на фоне здания. Это подтверждает, что на иконе из Благовещенского собора Московского Кремля здание символизирует храм Премудрости, т.е. плоть Христову, и указывает на воплощение Логоса, иллюстрируя части стиха: «...И изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся...» Стих «распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый» иллюстрируется в нижней части иконы. Здесь помещена композиция «Не рыдай Мене, Мати», основанная на текстах службы Великой субботы и получившая широкое распространение в XIV в. в византийской и русской монументальной живописи (роспись жертвенника церкви Спаса Преображения на Ковалёве) и на иконах. Она представляет Богоматерь, обнимающую Христа во гробе. Гроб Христа расположен между отрогами горок, как бы в центре земли. Его фигура на золотом фоне свидетельствует о том, что через спасительное воплощение и крестную смерть Христа земное соединяется с небесным. В левом углу на фоне пещеры, изображающей ад, написан большой крест, на вершине которого сидит Христос в доспехах, плаще и шлеме. Его меч наполовину вынут из ножен. Под крестом поверженный и связанный сатана, которого архангел Михаил пронзает копьём, наступая ему на горло, справа – убегающие бесы. На фоне читается надпись золотом: «И порази враги Своя…» Так представлена победа воскресшего Христа над смертью. Симметрично справа расположена другая пещера, в центре которой изображена смерть верхом на звере. За её плечами колчан со стрелами, в руке коса. Смерть движется по трупам людей, устилающим её путь. Птицы и звери терзают мёртвые тела, среди которых – цари в коронах, мужи и жёны, юноши и девы. Перед смертью летит огненный херувим с мечом в руке. Справа от пещеры надпись: «Ненавистнии доброу и работая злоу. Износя смерть. Исходя в ад погибельный». На фоне между пещерами, над телами мёртвых, надпись: «Птицы небесныя и звери земные, придите снести телеса мертвых». Изображение огненного херувима напоминает об изгнании из рая прародителей, о грехе, через который в мир вошла смерть, о её неизбежности для человечества. Соотносимый со Страшным Судом апокалиптический образ смерти сопоставлен с образом Христа, утверждающего крестом победу над смертью. Таким образом, композиция на тему литургического песнопения одновременно является и иллюстрацией гимна, и раскрытием его смысла в последовательно представленной истории спасения мира через воплощение Божественного Логоса, Христа, неотступно пребывающего в лоне Отца, Распятие и Воскресение и созданную Им церковь.

 



 
PR-CY.ru