«ЕДИНОРОДНЫЙ СЫНЕ» - Страница 8

В нотированном виде напев «Единородный Сыне» не фиксировался, как полагают исследователи, до XIX в., что может быть связано с его мелодической простотой. В настоящее время обычно поётся на второй ирмологический глас. Изображение «Единородный Сыне» впервые встречается на «Четырёхчастной» иконе из местного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, написанной во время восстановительных работ после большого московского пожара (1547 г.). На правом верхнем клейме иконы в образах представлено содержание стиха, который поётся после второго антифона литургии Иоанна Златоуста: «Единородный Сыне и Слове Божий, Безсмертен сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся; распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, Един Сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас». Помимо этого текста, начало которого вынесено в название композиции, рядом с многочисленными изображениями есть надписи, поясняющие отдельные эпизоды этой многочастной сцены, иконографический состав которой шире, чем иллюстрация текста песнопения. Фоном верхней части композиции служит золото, нижней – горки. В верхней части композиции в трёх пересекающихся медальонах представлено «Отечество» («Троица Новозаветная»), что соответствует заключительным словам стиха. В центре размещён Христос Еммануил, обликом и причёской напоминающий ангела. Облачённый в белый орнаментированный хитон с оплечьем и покрытый ассистом золотистый гиматий, Он восседает на огненных серафимах. Окружающий Христа медальон славы поддерживают два летящих ангела. В левой руке Он держит развёрнутый свиток с текстом: «Духа благодати, духа премудрости наполняя…» – перечисления даров Святого Духа, подаваемых церкви Божественной Премудростью. Над нимбом Христа расположен небольшой медальон с изображением Святого Духа в виде голубя. Венчает композицию поясное изображение Господа Саваофа в белых одеждах с рассыпанными по плечам волосами, Его голова окружена круглым нимбом с наложенным на него звёздчатым восьмиугольным нимбом, который состоит из пересекающихся синего и красного ромбов. Господь Саваоф также предстаёт в медальоне славы с силами небесными – зелёными херувимами. Обеими руками Он придерживает круг славы с Христом Еммануилом, как бы находящийся в Его лоне. По сторонам два ангела держат над головами диски солнца и луны с «личинами» (олицетворение небесных светил). Слева композицию замыкает изображение белого трёхглавого храма с тройными закомарами, перед золотой дверью которого стоит ангел в белом стихаре с золотой чашей-фимиамницей в левой руке; на фоне, слева от здания, сохранились фрагменты киноварной надписи. По мнению Ольги Ильиничной Подобедовой, это изображение архангела Гавриила и Небесного Иерусалима. Образ «Христа Логоса», обращённого к этому зданию и указывающего на него вытянутой десницей, позволяет исследователям трактовать сооружение как символическое изображение церкви, основанной Христом. Справа композицию замыкает показанная под углом сложная башнеобразная многоярусная постройка с глубокими арочными проёмами и кровлями, опирающимися на колонны.

 



 
PR-CY.ru