ЕВСЕВИЙ ГАЛЛИКАН - Страница 2

Ряд других проповедей указывает на авторство епископа, за исключением гомилий монахам, которые составлены в форме наставлений монастырской братии. Однако Фавст был настоятелем Леринского монастыря, а впоследствии часто посещал обитель, подолгу жил в ней, пользуясь как бы правом «почётного настоятеля». По мнению исследователей, в пользу авторства Фавста косвенно свидетельствует также тот факт, что в гомилиях монахам отражена леринская монашеская традиция. Однако атрибуция гомилиария Фавсту признана не всеми. В. Бергман предположил, что Фавст Рейский переработал проповеди некоего восточного автора по имени Евсевий, возможно Евсевия Эмесского, убрав из них следы арианского влияния. Болландист Я. Стилинг считал, что гомилиарий представляет собой сборник разнородных проповедей, созданных разными авторами. Так, некоторые проповеди могут рассматриваться исследователями как переработки более ранних гомилий и частей других творений Киприана Карфагенского, Новациана, Амвросия Медиоланского, Августина Блаженного. К ним были добавлены проповеди, созданные в V в. различными южногалльскими епископами, среди которых были Фавст Регийский и, как полагают исследователи, Иларий Арелатский. Гомилиарий окончательно сложился не раньше VII в., когда появился обычай читать во время богослужения готовые проповеди. По мнению М. Симонетти, в VI в. эти проповеди были известны Кесарию Арелатскому ещё порознь, а не в рамках единого сборника. Таким образом, отказаться от условного авторства Евсевия Галликана в пользу вероятного, но недоказанного авторства Фавста Рейского исследователи не считают возможным. Гомилиарий Евсевия Галликана пользовался большой популярностью, главным образом, благодаря высокому литературному качеству и понятному языку содержащихся в нём проповедей. Эти проповеди хорошо подходили для произнесения перед мирянами или перед монахами. В них заметно стремление доходчиво изложить слушателям основы христианской догматики, нравственности и монашеской аскезы. В гомилиях к монахам прослеживается знакомство автора с мистическим учением Иоанна Кассиана Римлянина о пламенной молитве, о видении Бога посредством духовного созерцания, о нравственном совершенстве. Однако проповедник делает основной акцент на личном подвиге и терпении. Более красочно описаны грядущие муки грешной души, её запоздалые покаянные стенания. Автора этих проповедей исследователи считают, скорее, популяризатором аскетики Иоанна Кассиана, нежели продолжателем его монашеской традиции. На переднем плане в проповедях всегда остаётся практическое наставление в благочестии.



 
PR-CY.ru