ЕВДОКСИЙ, ЗИНОН И МАКАРИЙ - Страница 2

После этого стал править император Максимиан, который приказал убивать христиан. Правитель Мелитины подверг жестоким мучениям, а затем приказал обезглавить Евдоксия и воинов, находившихся с ним. В этом кратком сказании Зинон и Макарий не упоминаются. Согласно Синаксарю Константинопольской церкви (конец X в.), служба Ромилу, Евдоксию, Зинону и Макарию совершалась 6 сентября в приделе св. Прокопия, в церкви мученика Мины в Константинополе. В Константинополе в честь святых Филимона и Евдоксия префектом Евдоксием при императоре Константине I Великом был построен храм. Исследователи полагают, что церковь была посвящена только Филимону, а имя Евдоксия было присоединено ошибочно, по аналогии с упоминаемым префектом Евдоксием, основателем храма. Поскольку в других источниках не содержится никаких сведений об этой церкви, существование её у исследователей вызывает сомнения. Димитрий Ростовский разделил Мученичества Ромила и Евдоксия, Зинона и Макария, поместив их под одной датой – 6 сентября. В календаре Русской православной церкви время мученической кончины Евдоксия, Зинона и Макария указано между 311 и 312 гг., что не согласуется с их Мученичеством, где сказано, что они пострадали при императоре Диоклетиане. Цезарь Бароний относил кончину Евдоксия, Зинона и Макария к 311 г., день их памяти в Римском Мартирологе находится под 5 сентября. Изображения Евдоксия, Зинона и Макария в мучении или единолично известны, главным образом, по миниатюрам в минологиях, в настенных или иконных минеях предпочтение отдаётся изображению под 6 сентября «Чудо архангела Михаила в Хонех». В мучении Евдоксий, Зинон и Макарий представлены в Минологии императора Василия II (976–1025 гг., Константинополь); единолично они изображены в Житиях святых (XI в., Венеция) – в рост, вместе с мучениками Мелитинскими (между Евдоксием и Зиноном изображён Ромил Римский, день памяти которого приходится также на 6 сентября), в Минологии c Житиями за сентябрь (конец XI в.) – оплечно в медальоне, на миниатюре из греко-грузинской рукописи XV в. (так называемая Афонская книга образцов) – только Евдоксий (в рост), средовек с тёмными вьющимися волосами чуть ниже ушей и короткой бородой, облачён в хитон и красный гиматий, в правой руке держит крест. Смешение Житий мучеников Мелитинских и мученика Ромила отразилось в наставлениях к изображению святых в греческих ерминиях и русских иконописных подлинниках. Так, в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (начало XVIII в.) в минейном разделе «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» под 6 сентября сказано: «Святые Евдоксий, Зинон, Ромил и Макарий были усечены мечом. Изображение: Евдоксий и Зинон юные, с бородами едва показавшимися, стоят на коленах, простерши руки к небу, а отсечённые головы их лежат пред ними на земле; подле них палач влагает меч свой в ножны; вблизи св. Ромил, старец, обезглавленный другим палачом; а св. Макарий, юный, стоит на коленах; палач усекает его в выю». В русском сводном иконописном подлиннике по списку Георгия Дмитриевича Филимонова (XVIII в.) даётся описание обликов только Ромила и Евдоксия: «Евдоксий саном комит; подобием аки Димитрий лицеем, риза воинская, в руке свиток простёрт», но при этом упоминается супруга Евдоксия Василисса: «…Ризы как у княгини, на главе платок».



 
PR-CY.ru