ЕВХЕРИЙ - Страница 4

По мнению исследователей, в экзегетических произведениях Евхерия мало оригинального, основные мысли заимствованы из трудов донатиста Тихония, Амвросия Медиоланского, Августина Блаженного, Иеронима, Иоанна Кассиана, Амброзиастера, что и сам Евхерий признавал в предисловии к «Наставлениям...». Он не знал греческого языка, поэтому полностью зависел от латинских авторов. В частности, идея трёх смыслов, сформулированная ещё богословами Александрийской школы, была известна ему только в форме, предложенной святителем Амвросием. Сочинения Евхерия способствовали популяризации экзегетических построений более ранних церковных писателей. Сжатость и чёткость мысли, отсутствие посторонних рассуждений обеспечили его трудам широкую известность в силу удобства их использования как справочника по основным проблемам толкования Священного Писания (особенно с конца VIII в.). Экзегетические произведения Евхерия были представлены в многочисленных рукописях, которые происходили практически из всех значительных скрипториев средневековой Европы (наиболее древние относятся к VI в.). Исключением является сочинение «О презрении к миру и земной мудрости», которое известно в единственной рукописи XIV в. «Образчики духовного понимания» начиная с эпохи Каролингского возрождения подвергались интерполяциям и дополнениям. В VIII в., как полагают исследователи, в целях обучения, было составлено извлечение (эпитома) из этого произведения, известное как «Духовные глоссы согласно епископу Евхерию» («Glossae spiritualis secundum Eucherium episcopum»). Из прочих трудов Евхерия сохранилось «Страдание св. Маврикия и Агаунских мучеников», написанное по просьбе Сальвия, епископа города Октодур (ныне Мартиньи, Швейцария). Кроме того, Евхерий составил извлечение из «Общежительных установлений» Иоанна Кассиана. Сохранилось две латинские, а также три греческие эпитомы (во фрагментах у Константинопольского патриарха Фотия в сочинении «О восьми главных страстях», приписываемом Нилу Синайскому, и в «Добротолюбии»). Исследователи не могут решить вопрос о принадлежности одной из этих версий Евхерию, однако считают вероятным, что он был автором архетипа греческой эпитомы. В Средние века Евхерию приписывались толкования на книгу Бытие и книги Царств, как полагают исследователи, принадлежащие писателю начала IX в. Клавдию, епископу Тавринскому (Туринскому). Святителю приписывается также ряд проповедей, обращённых к монахам, из гомилиария Евсевия Галликана, которые были составлены в V в. в Леринском монастыре. По мнению исследователей, Евхерий мог быть автором проповедей на дни памяти святой Бландины и святых Епиподия и Александра. Клавдиан Мамерт приводит несколько фраз из проповедей Евхерия в виде иллюстрации учения отцов церкви о воплощении Бога Слова. Также Евхерию приписывался ряд произведений, которые, как доказано, являются более поздними подделками, как, например, послание к Филону, палестинский итинерарий «О местоположении Иерусалима» («De situ Hierosolymitana urbis»), «Увещание к монахам» («Exhortatio ad monachos»), «Изречения к монахам» («Sententiae ad monachos»), «Увещание к девам» («Admonitio ad virgines»), которое в действительности является проповедью Кесария Арелатского. Из эпистолярного наследия Евхерия сохранилось лишь послание к Сальвиану Массилийскому о воспитании сыновей Салония и Верана.



 
PR-CY.ru