ЕВХЕРИЙ - Страница 3

Для удалившихся в пустыню ради любви к небесному и непрерывного созерцания Божества пустыня становится преддверием неба. Евхерий приводит ряд примеров из Ветхого и Нового Заветов об откровениях, которые были получены в пустыне. Моисей встретился здесь с Господом, явившимся в Неопалимой Купине. Снятие обуви Моисеем по требованию Господа при приближении к Купине Евхерий рассматривает как символ необходимого отречения от мира при стремлении приблизиться к Богу. Народ израильский, выведенный из Египта, обрёл в пустыне своего Господа. Давид бежал от Саула в пустыню и оказался в безопасности. Илия и Елисей обрели в пустыне милость перед Богом. Иоанн Креститель проповедовал в пустыне о скором пришествии Мессии и именно там сподобился увидеть Спасителя, коснуться Его в Крещении и стать свидетелем явления Троицы. Христос победил в пустыне искушавшего Его дьявола. Описывая созерцание Бога, святитель следует учению Иоанна Кассиана о созерцании пламенной молитвы. Господь не может не просветить того, кто всецело посвятил Ему жизнь. Таким образом, непрестанное созерцание – цель подвижничества. Истинное подвижничество должно основываться на изучении Священного Писания. В области экзегезы интерпретации того или иного библейского сюжета, предлагаемые Евхерием, вполне традиционны. Особенность его подхода заключается в том, что он, всецело сосредоточиваясь на духовном смысле, фактически отбрасывает буквальный и нивелирует нравственный смысл. Подобный ригоризм в подходе к Писанию Евхерий основывает на традиционном (ещё со времён Александрийской школы) уподоблении «тела» Писания человеческому, где буквальный смысл – плоть, моральный – душа, духовный – дух. Как дух имеет превосходство над телом и душой, так духовный смысл – над буквальным и моральным. Презрительно относясь к буквальному смыслу, Евхерий цитирует слова апостола Павла о служении духу, а не букве завета, «потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3:6). Проводя аналогии между Священным Писанием и сочинениями по аскетике, Евхерий сравнивает моральный смысл с деятельной жизнью, а духовный – с созерцательной. Его экзегетические произведения представлены сочинениями «Наставления в двух книгах» («Instructionum libri duo») и «Образчики духовного понимания» («Formulae spiritualis intellegentiae»), посвящёнными соответственно сыновьям Салонию и Верану. Первое сочинение построено в форме диалога, состоящего из вопросов Салония и ответов Евхерия о сложности понимания различных мест Священного Писания. Во втором произведении, в основе которого лежит «Ономастикон» Евсевия Кесарийского и Иеронима Стридонского, объясняются некоторые библейские термины и личные имена.

 



 
PR-CY.ru