ЕВХЕРИЙ - Страница 2

В 430–432 гг., когда Иларий Арелатский писал Житие Гонората, Евхерий ещё жил на острове Лерона, поскольку Иларий упоминает о его пребывании на соседнем с монастырём острове. Сохранилось краткое послание Илария к Евхерию, где епископ рассказывает о впечатлениях от прочтения книги Евхерия «Наставления в двух книгах». Во время составления послания Евхерий уже был епископом. Как епископ Лугдуна он впервые появляется в 441 г. среди участников первого Собора в Аравсионе (ныне Оранж, Франция), который проходил под председательством Илария. В это время старший сын Евхерия Салоний также был епископом, а младший Веран сопровождал на Соборе отца в качестве диакона. Других сведений о деятельности Евхерия на епископской кафедре у исследователей нет. Геннадий Массилийский пишет, что святитель скончался при императорах Маркиане (450–457 гг.) и Валентиниане III (425–455 гг.), т.е. между 450 и 455 гг. Ту же дату Геннадий приводит и для Илария Арелатского, о котором благодаря посланиям папы Римского Льва I Великого (440–461 гг.) исследователям известно, что он умер в 449 г. Поэтому дату Геннадия они считают условной. Согласно Галльской хронике 452 г., в которой, однако, содержится ряд ошибочных датировок, Евхерий умер в один год с Иларием. Память Евхерия встречается в галльской редакции Мартиролога Иеронима Стридонского (конец VI в.), откуда попала в каролингские Мартирологи IX в. (Флора Лионского, Адона Вьеннского, Узуарда), а затем была внесена в Римский Мартиролог. Других свидетельств почитания Евхерия не сохранилось. Во имя Евхерия освящено несколько католических храмов во Франции, в том числе церковь в Лионе (1842 г.). Сочинения Евхерия исследователи делят на аскетические произведения, написанные на Лероне, и экзегетические, созданные в годы его предстоятельства на Лугдунской кафедре. Аскетические произведения написаны в жанре посланий. В адресованном Иларию Арелатскому сочинении «Похвала пустыне» («De laude heremi», составлено между 427 и 429 г.) Евхерий с одобрением высказывается о решении Илария вернуться в монастырь после кратковременного пребывания в Арелате (ныне Арль, Франция), где он оказался вместе с Гоноратом, возведённым тогда на Арелатскую кафедру. Евхерий радуется, что любовь к пустыне у Илария пересилила даже привязанность к наставнику. С целью показать спасительность подвига пустынножительства автор приводит ряд примеров из Священного Писания, противопоставляя Эдемский сад как место грехопадения пустыне, которая служит местом спасения. Сочинение представляет собой положительное утверждение христианской аскезы. В более обширном трактате «О презрении к миру и земной премудрости» («De contemptu mundi et saecularis philosophia»), адресованном родственнику Евхерия, молодому аристократу Валериану, в то время ещё язычнику, а впоследствии епископу Цемелия (ныне Симьез, в черте Ниццы, Франция), святитель обосновывает тщетность всех мирских благ. Евхерий призывает жаждущих Бога бежать в пустыню.

 



 
PR-CY.ru