ЕВФИМИЙ Вислень - Страница 2

Суд над Евфимием состоялся по инициативе Тверского великого князя Михаила Александровича, который в 1390 г., сразу же после утверждения Киприана на общерусской митрополичьей кафедре в Москве, отправил к нему послов с просьбой прибыть в Тверь для разрешения «распри церковной» (Киприан установил дружественные отношения с литовским и тверским правителями ещё в 1370 гг., по просьбе первого в 1375 г. Киприан был поставлен в Константинополе митрополитом Киевским и Малой России). 29 июня 1390 г. митрополит Киприан отправился в Тверь в сопровождении греческих митрополитов Матфея и Никандра, епископов Михаила Смоленского и Стефана Пермского. За 30 вёрст от Твери митрополита встретил внук князя Михаила Александровича князь Александр Иванович, на следующий день за 20 вёрст – князь Иван Михайлович. 2 июля Киприана встретил великий князь Михаил, с которым митрополит наедине имел беседу. 3 июля митрополит Киприан приехал в Тверь. В честь его приезда великий князь устроил пир, продолжавшийся три дня. И лишь на четвёртый день состоялся суд, на котором были выслушаны жалобы на Евфимия (архиерея обвиняли «и архимандриты, и игумени, и священницы, и иноцы, и боаре, и велможи, и простии»; как полагают исследователи, для того чтобы выслушать столь широкий круг лиц, Киприан и был вынужден предпринять поездку в Тверь, а не вызывать епископа в Москву), после чего Евфимий был сведён с кафедры. Михаил Александрович попросил первосвятителя о новом архиерее, и 24 июля во епископа Тверского был хиротонисан митрополичий архидиакон Арсений. Наиболее подробный рассказ о суде над Евфимием, читающийся на бумажной вклейке в Уставе из собрания Исторического музея, был создан в окружении Тверского великого князя, знание местных топонимов выдаёт в авторе тверича, скорее всего, присутствовавшего при описываемых событиях. Автор особо подчёркивает в них роль князя: Михаил Александрович «позвал» митрополита в Тверь, перед судом собрал у себя клириков и бояр, которые должны были участвовать в разбирательстве. Суд над Евфимием описан кратко, суть предъявленных обвинений не изложена. О том, что на суде не только были представлены жалобы на Евфимия, но и он сам пытался отвечать на обвинения, исследователи судят лишь по словам: «И не обретеся у Еуфимья правда в устех его». По-видимому, автор рассказа был убеждён в виновности Евфимия. Никоновская летопись сообщает, что в начале суда Киприан решил временно отстранить Евфимия от управления епархией, но в ответ на просьбу Тверского князя о новом епископе удалил Евфимия с кафедры и «даде великому князю Михаилу Александровичю» своего архидиакона Арсения. Согласно этой версии, после хиротонии Арсения митрополит Киприан пытался примирить великого князя и Евфимия, но «не бысть мира и любви, но наипаче вражда и брань велиа воздвизашася». Однако, как показал текстологический и источниковедческий анализ летописных рассказов, составитель Никоновской летописи, созданной в 1520 гг., едва ли располагал дополнительной информацией по сравнению с той, что содержится в более ранних источниках, а прибавления в её рассказе – результаты домысливания редактора (так, он мог предположить, что Киприан первоначально лишь временно отстранил Евфимия от управления епархией, т.к. это была обычная мера наказания в подобном деле).

 



 
PR-CY.ru