ЕВГЕНИЯ - Страница 3

Культ святой укрепился во времена епископа Авита Вьеннского (около 450 – около 518 или 525 гг.). Гимны в честь Евгении писали Венанций Фортунат (VI в.), Адельман (? в.), Флодоард (X в.). В Западной церкви день памяти Евгении отмечается 25 декабря, за исключением Испании, где он приходится на 27 декабря. Византийские синаксари помещают день памяти святой накануне Рождества – 24 декабря. Евгении посвящён самый большой из поэтических текстов в составе греческого стишного синаксаря (так называемое стостишие), вошедший затем в славянский стишной Пролог. Календарь Русской православной церкви указывает время мученической кончины Евгении около 262 г., однако достаточных оснований для данного утверждения нет. В Типиконе Великой церкви IX–XI вв. память Евгении отмечена 24 декабря, без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию Студийского устава, под 24 декабря находится последование Евгении, включающее минимальный набор песнопений – канон, седален и стихиры – и соединяемое с торжественным последованием последнего дня предпразднства Рождества Христова: на вечерне песнопения Евгении отсутствуют, стихиры Евгении исполняются на хвалитех, седален Евгении поётся не после третьей песни канона, а после кафизм, т.к. после третьей песни канона исполняется ипакои Рождества. Согласно Евергетидскому Типикону второй половины XI в., представляющему малоазийскую редакцию Студийского устава, последование Евгении ради торжественности дня 24 декабря переносится на 21 декабря и поётся вместе с последованиями предпразднства Рождества Христова и мученицы Иулиании. На «Господи, воззвах» исполняются две стихиры предпразднства, две – мученице Иулиании и две – Евгении (подобное соединение служб двух святых и предпразднства составляет особенность Евергетидского Типикона); на утрене поются «Аллилуия» и тропарь предпразднства, исполняются каноны предпразднства, мученице Иулиании и Евгении; после третьей песни звучит седален Евгении. Если совершается литургия, то поётся последование только предпразднства. Мессинский Типикон 1131 г., который представляет афоно-итальянскую редакцию Студийского устава, под 24 декабря из песнопений Евгении упоминает лишь канон, предписывая исполнять его на полунощнице. Различные редакции Иерусалимского устава (в том числе и современная) указывают под 24 декабря память Евгении и предписывают совершать службу без знака в соединении со службой предпразднства Рождества Христова.

 



 
PR-CY.ru