ЕВДОКИМОВ Павел Николаевич - Страница 2

В работе «Гоголь и Достоевский, или Сошествие во ад» (1961 г.) сопоставляет творчество двух писателей, которых объединяло тревожное видение распадающегося мира, предчувствие грозных событий. Фёдор Михайлович Достоевский, по образному выражению П.Н. Евдокимова, был духовным сыном Николая Васильевича Гоголя. Сочинение «Этапы духовной жизни» (1964 г.) Оливье Клеман, ученик П.Н. Евдокимова, назвал одним из его важнейших произведений, «наиболее способным своей напряжённостью по-настоящему взволновать ищущего читателя, повернуть к Богу сомневающееся сердце. Евдокимов достигает здесь вершины мастерства. В свете поисков и тревог современного Запада он показывает самое устойчивое и плодотворное в православной духовности, можно сказать, самую суть». В этой книге П.Н. Евдокимов представляет развитие духовной жизни человека (первая стадия – смирение) как непрестанную борьбу, позволяющую исследовать погружённые во мрак глубины своей души. Он поднимает тему «внутреннего монашества», самоотречения без отказа от мира. В книге «Молитва Восточной Церкви» (1966 г.) приведён французский перевод текста литургии Иоанна Златоуста с комментарием, раскрывающим её богатую символику. Христианин призван продолжать литургию в своей повседневной жизни, чтобы превратить мир в средоточие божественной любви. Это путь формирования «литургического человека», для которого молитва связывается с обжигающей близостью Бога, подобное состояние не каждый способен выдержать. В сочинении «Познание Бога согласно восточной традиции» (1968 г.) П.Н. Евдокимов акцентирует внимание на таинствах, в конечном счёте, предопределяющих «со-рождение» в Боге. В книге «Святой Дух в православной традиции» (1969 г.) пытается сблизить православную и католическую традиции через учение о Святом Духе, через обращение к общим истокам. Понятие красоты в Библии, у св. отцов, в истории всемирной культуры рассматривается в книге «Искусство иконы, богословие красоты» (1970 г.). Другая тема этой книги – современное искусство (и его отличие от иконописи), в котором автор видит нарушение целостности форм бытия и человеческого образа. Последняя книга, изданная при жизни П.Н. Евдокимова, «Христос в русской мысли» (1970 г.), продолжает темы лекций, прочитанных им в Высшем институте экуменических исследований в Париже. Начав с истории христологического наследства, переданного славянским народам Византией, П.Н. Евдокимов завершал свой курс серией портретов русских мыслителей: первых славянофилов, Николая Васильевича Гоголя, Фёдора Михайловича Достоевского, Льва Николаевича Толстого, Владимира Сергеевича Соловьёва, Николая Александровича Бердяева, протоиерея Сергия Булгакова и многих других. Анализ такого обширного материала привёл его к идее универсальности: «Цель земного существования – стать собратом всех людей». В православии П.Н. Евдокимов находил экуменические черты, которых, по его мнению, по мере погружения в учение можно обнаруживать всё больше.



 
PR-CY.ru