Словарь по христианству Е ЕВАНГЕЛИЕ ФЁДОРА КОШКИ - Страница 2

ЕВАНГЕЛИЕ ФЁДОРА КОШКИ - Страница 2

 

 

Вопрос датировки Евангелия Фёдора Кошки неоднозначен в силу разновременности его частей, составляющих ныне единое целое. Одновременная драгоценному раннему окладу рукопись, возможно, в связи с повреждением, была заменена новым пергаменным блоком. Мнение о более позднем по сравнению с окладом времени появления рукописи принадлежит Анатолию Аркадьевичу Турилову. На основании палеографических и художественных признаков наиболее вероятным временем её создания исследователи считают второе десятилетие XV в. В 1420 или в 1430 гг., перед передачей Евангелия Фёдора Кошки в Троице-Сергиев монастырь, как полагают исследователи, были созданы в дополнение к окладу серебряные золочёные пластины («застенки»), закрывающие торцы книги. Над рукописью работали не менее двух писцов, почерк старшего представляет образец устава рубежа XIV и XV вв., близкий к почеркам писца Климентьевского Евангелия (начало XV в. – Российская государственная библиотека) и Евангелия Хитрово (около 1400 г. – Российская государственная библиотека), а также первого писца Евангелия Успенского собора Московского Кремля (конец XIV – первая четверть XV вв., музеи Московского Кремля). Совокупность почерков даёт исследователям основание для датировки собственно рукописи временем не раньше первого и второго десятилетий XV в. Они не исключают, что первоначальный достаточно скромный орнамент, заменённый в процессе оформления Евангелия Фёдора Кошки более роскошным, с обилием золота, относится к раннему блоку рукописи, современной окладу. Евангелие Фёдора Кошки было декорировано в ведущей столичной мастерской, действовавшей с 1390 гг., при митрополите Киприане (ум. в 1406 г.). С ней связан ряд книг, художественное оформление которых отличают мастерство, преемственность стилистики и приёмов исполнения (Киевская Псалтырь – Российская национальная библиотека, 1397 г.; Евангелие Хитрово). Датировка Евангелия Фёдора Кошки вторым десятилетием XV в. предполагает его создание уже при митрополите Фотии, в тот период, когда с появлением в Москве греческих художников произошли изменения в эстетической ориентации придворного искусства, выразившиеся в нарастании пластической отчётливости, экспрессивности, масштабности изображений. Исполнители инициалов Евангелия Фёдора Кошки следуют стилистике позднепалеологовской эстетики, в то же время сохраняя тесную связь с декораторами предшествующих столичных рукописей. Ими созданы утончённые образы, изощрённые орнаментальные мотивы. Многочисленные орнаментальные и фигурные буквицы образуют взаимосвязанные серии. Ансамблевый подход особенно заметен при рассмотрении зооморфных стилизованных инициалов – они делятся на циклы змей, драконов, птиц, соотносящихся с комментариями Василия Великого к книге Бытие.

 



 
PR-CY.ru