ЕВАНГЕЛИЕ УСПЕНСКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ - Страница 2

До настоящего времени остаётся спорным вопрос о точной датировке рукописи. Некоторые исследователи предполагают, что она была создана между 1393 и 1397 гг., основываясь, прежде всего, на участии в её написании протодиакона Спиридона, однако большинство учёных склонны считать, что рукопись можно отнести к первой четверти XV в. Геннадий Викторович Попов предположил, что написанная в начале XV в. рукопись некоторое время оставалась непереплетённой, после приезда в Москву митрополита Фотия она была украшена живописью и помещена в оклад. Однако другие исследователи считают, что реальная хронология создания рукописи может быть и иной. С приездом митрополита Фотия в 1410 г. центральные московские мастерские пополнились художниками – выразителями нового духовного направления и художественного стиля, но это не исключало параллельной работы писцов, продолжавших традиции времени митрополита Киприана. По сравнению с рукописями, созданными на рубеже XIV и раннего XV в., Евангелие Успенского собора имеет новые черты, характерные для композиции, цветового решения, живописной техники миниатюр, которые нашли отражение в рисунке и размещении инициалов на листах рукописи. Напряжённые S-образные движения фигур, их «неклассические» пропорции (подчёркнуто маленькие головы, уменьшенные черты ликов), завязанные узлами складки одежд, «вздыбленные» архитектурные формы, диссонансные цветовые сочетания, а также отделяющиеся от цветового пятна, контрастирующие с ним блики света – всё это примеры изображения, передающего новый, неспокойный, но по-своему целостный образ духовного мира. Эти черты находят аналогии в произведениях, датируемых не раньше второго десятилетия XV в. Наиболее ярко они выражены в росписях церкви монастыря Богородицы Пантанассы в Мистре (около 1428 г.), а в целом близки к искусству всего византийского мира этого времени, включая и русское искусство. В качестве примера исследователи называют миниатюры из Апостола, принадлежавшего Кириллову Белозерскому монастырю (1410 гг., Русский музей). Как полагают исследователи, образцами нового направления были произведения, созданные в Москве, в мастерских митрополита Фотия. Первоначальный золотой чеканный оклад рукописи был украшен драгоценными камнями и жемчужной обнизью (в 1961 г. ошибочно определили как позднее добавление и сняли). Все промежутки между рельефными изображениями заполнены золотыми пластинами со сканым орнаментом. На окладе воспроизведена композиция «Сошествие во ад», помещённая в медальон в форме квадрифолия, по четырём сторонам центрального изображения расположены символы евангелистов. Вокруг медальона находятся полуфигуры апостолов и ангелов, а в наугольниках – изображения шестокрылов и святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Николая Чудотворца). В византийской традиции такая композиция располагается на нижней доске оклада. Атрибуция оклада как работы новгородских мастеров, введённая Мариной Михайловной Постниковой-Лосевой, устарела. Оклад мог быть изготовлен в Москве, в существовавшей при митрополите Фотии ювелирной мастерской, или (что исследователи считают менее вероятным) привезён из Византии. Высокую квалификацию мастеров подтвердило исследование, проведённое в процессе реставрации. Оклад входит в комплекс других изделий, заказанных митрополитом Фотием («Большой» саккос, золотой оклад Владимирской иконы Божьей Матери и др.). Стиль рельефных изображений оклада полностью согласуется со стилем миниатюр.



 
PR-CY.ru