«ЕВАНГЕЛИЕ ВЕЧНОЕ» - Страница 5

Однако Герард ещё больше заострил мысли Иоахима, отождествив сочинения последнего с «Евангелием» эпохи царствования Святого Духа. Именно это вызвало наибольшее возмущение парижских богословов, отмечавших в числе главных заблуждений автора «Введения...» мысли о том, «что Евангелие вечное, которое есть то же самое, что и учение Иоахима, превосходит учение Христа и весь Ветхий и Новый Завет», «что Новый Завет должен упраздниться, как уже упразднился Ветхий Завет», «что сила Нового Завета продлится лишь до 1260 г.», «что Евангелие Христово должно быть заменено новым Евангелием», и т.п. О том же свидетельствуют и протоколы кардиналов, согласно которым Герардино писал, «что около 1200 г. дух жизни покинет два Завета (т.е. Ветхий Завет и Новый Завет), и потому должно появиться вечное Евангелие». Это «Евангелие вечное» было прямо отождествлено с книгами Иоахима, которые, по мнению Герарда, должны будут заменить традиционную христианскую Библию. Таким образом, было предложено одновременно учение о новой церкви и новом Священном Писании, которые якобы сделают излишним всё традиционное содержание христианской веры. Возмущение католических богословов и иерархов против таких претензий легко объяснимо, особенно если учитывать тот факт, что в так называемой первой книге «Евангелия вечного», т.е. в сочинении Иоахима «Согласование Ветхого и Нового Заветов», прямо заявлялось о том, что Святой Дух действует не только в Римской церкви, но и в Греческой (т.е. православной) церкви, а факт разделения церкви объявлялся действием Святого Духа, Который должен вскоре собрать всех христиан воедино. Более того, там же говорилось, «что греческий народ в большей степени живёт в Духе Святом (secundum Spiritum Sanctum), чем народ латинский», и потому он также войдёт в наступающее «Царство Духа Святого». Такой «экуменизм», принижавший значение Римской церкви и её претензии на единоличное владение спасительной истиной, не мог приветствоваться папским престолом. Вследствие быстрой реакции университетской и церковной администрации на появление книги её экземпляры не успели распространиться, и содержание не получило широкой известности за пределами круга приверженцев учения Иоахима. Однако папское осуждение вызвало широкий резонанс и породило многочисленные слухи о новых еретиках, попытавшихся заменить Евангелие Христово «Евангелием вечным», что нашло отражение в различных «Хрониках». Например, Мартин из Троппау в «Хронике понтификов и императоров» среди наиболее значимых деяний папы Александра IV упоминал запрещение им двух «вредоносных» книг, во второй из которых (т.е. во «Введении в Евангелие вечное») утверждалось, «что Евангелие Христово и учение Нового Завета никого не приводят к совершенству и должны быть упразднены после 1260 лет существования, и в 1260 году должно начать (осуществляться) учение Иоахима, которое создатель книги назвал «вечным Евангелием», приписав ему всё совершенство, необходимое стремящимся к спасению людям». Автор «Хроники...» указывает на то, что ложность этого учения доказали как авторитет папы, так и сам ход времени – в 1260 г. никакого «упразднения» христианской веры и церковных таинств не произошло, что сильно уменьшило число приверженцев учения Иоахима.

 



 
PR-CY.ru