«ЕВАНГЕЛИЕ ВЕЧНОЕ» - Страница 3

Термин «Евангелие вечное» вновь привлёк к себе повышенное внимание в 1254 г., когда в Париже появилось сочинение «Liber introductorius in Evangelium aeternum» («Введение в Евангелие вечное»), автор которого долго оставался неизвестным, в настоящее время он идентифицирован исследователями с францисканским монахом Герардом, или Герардином из Борго-Сан-Доннино, студентом факультета теологии Парижского университета и другом Иоанна Пармского, в то время генерала ордена францисканцев. Как предполагают исследователи, эта книга должна была предварять другое издание, подготовленное тем же Герардом, которое собственно и называлось «Евангелие вечное» («Evangelium aeternum») и в которое входили (полностью или в виде извлечений) три важнейшие работы Иоахима: «Согласование Ветхого и Нового Заветов» («Concordia veteris ac novi testamenti»), «Новый Апокалипсис» («Apocalypsis Nova») и «Десятиструнный псалтериум» («Psalterium decem chordarum»), снабжённые пояснениями и схолиями Герарда. Текст «Введения...» Герарда до настоящего времени не сохранился, полный текст «Евангелия вечного» также утрачен, однако некоторые его части были обнаружены в неизданной рукописи, содержащей ряд сочинений Иоахима. Сохранившиеся рукописные свидетельства дают исследователям основание полагать, что сочинения Иоахима действительно объединялись под общим именем «Евангелие вечное». Так, в дрезденской рукописи пролог к книге «Новый Апокалипсис» заканчивается словами: «Завершается пролог ко второй книге вечного Евангелия Святого Духа (evangelii eterni spiritus sancti). Начинается вторая книга вечного Евангелия», а окончание той же книги выглядит следующим образом: «Завершается Новый Апокалипсис, то есть вторая книга духовного Евангелия (evangelii spiritualis)». В связи с утратой первоисточника о содержании и об идеях «Введения...» и «Евангелия вечного» исследователям известно лишь из официальных документов, посвящённых церковному осуждению этого сочинения. Сразу же после выхода книги встревоженные её названием и содержанием парижские богословы под руководством Вильгельма из Сент-Амура, внимательно изучив книгу, составили перечень обнаруженных в ней заблуждений и еретических суждений, состоящий из 31 пункта, который в современном издании озаглавлен: «31 заблуждение, извлечённое некими магистрами теологии в Париже из «Введения в Евангелие вечное» и из самого этого Евангелия» («Errores 31 a quibusdam magistris theologiae Parisiensibus ex Introductorio in Evangelium aeternum et ex ipso Evangelio aeterno excepti»). Этот список был представлен Парижскому епископу, который по неизвестным причинам не стал начинать судебное производство, а направил заподозренную в ереси книгу, как полагают исследователи, вместе с подготовленным парижскими богословами списком заблуждений, папе Иннокентию IV (1243–1254 гг.). В связи с тем, что папа скончался 7 декабря 1254 г., не успев ничего предпринять по данному вопросу, разбирать дело пришлось его преемнику, папе Александру IV (1254–1261 гг.), который назначил для расследования всех обстоятельств специальную комиссию.

 



 
PR-CY.ru