ЕВДОКИЯ - Страница 3

В мучении Евдокия представлена на миниатюрах в Минологии начала XI в. (Исторический музей), в Минологии на год с циклами двунадесятых праздников и в Житии великомученика Димитрия (1327–1340 гг.), в настенном минологии в церкви Успения Пресвятой Богородицы монастыря Трескавец, Македония (между 1334 и 1343 гг.). Единолично (в рост, погрудно или по пояс), с крестом в правой руке или со свитком в левой, другая рука соответственно в молении – на миниатюрах в Минологии на март-август из Патриаршей библиотеки в Иерусалиме (XII в.); в греко-грузинской рукописи XV в. (так называемой Афонской книге образцов) – в рост, в левой руке свиток; в настенных минологиях в церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317–1318 гг.), – по пояс и в церкви Успения Пресвятой Богородицы монастыря Грачаница, Косово и Метохия (около 1320 г.), – погрудно; в иконописи – на минее на год (так называемом Синайском гексаптихе, вторая половина XI – первая половина XII вв., Константинополь, монастырь великомученицы Екатерины на Синае) – в рост. В росписи храмов изображение Евдокии сохранилось в церкви Святого Креста (Чарыклы-килисе) в Гёреме, Каппадокия (вторая половина XII в.), и в алтарной зоне церкви Спаса на Нередице в Великом Новгороде (1199 г.), на северной грани юго-восточного столпа (пятый регистр), погрудный образ в медальоне, в правой руке крест, левая в молении. Одно из ранних изображений святой в русском искусстве – образ на левом поле иконы «Святитель Николай, со святыми на полях» (конец XII – начало XIII вв., Новгород, Третьяковская галерея). Евдокия (поименована «Овдокия») изображена в рост прямолично, в тёмно-коричневой мантии поверх сиренево-розового хитона, куколь на голове и схима голубого цвета. В правой руке святая держит крест, левая перед грудью раскрыта в молении ладонью вовне. В паре с Евдокией на правом поле внизу изображена мученица Домна (?). Евдокию в составе избранных святых можно увидеть на верхнем поле иконы «Рождество Христово, с избранными святыми» (начало XV в., Новгород, Третьяковская галерея); на правой створке трёхстворчатого складня с центральной Ярославской иконой Божьей Матери из церкви пророка Илии в Сандырях близ Коломны (1491 г., Москва, Третьяковская галерея); на полях Шуйской иконы Божьей Матери из собрания Петра Ивановича Щукина (вторая половина XVI в., Псков, Третьяковская галерея); на нижнем поле Феодоровской иконы Божьей Матери (около 1630 г., Третьяковская галерея) она изображена вместе с великомученицами Параскевой и Варварой как небесная покровительница второй жены царя Михаила Фёдоровича Евдокии Стрешневой и его дочери. Образ Евдокии включается в состав святых, предстоящих Богоматери в композиции «О Тебе радуется», например, на иконе из церкви Святой Троицы в селе Троица-Бор (ныне посёлок Борисоглебский Борисоглебского района Ярославской области; вторя половина XVI в., Третьяковская галерея). В греческом иконописном подлиннике начала XVIII в. («Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота) святая упоминается в минейном разделе «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» под 1 марта: «Святая Евдокия была усечена мечом». В русском сводном иконописном подлиннике по списку Георгия Дмитриевича Филимонова (XVIII в.) дано подробное описание облика святой: «Подобием стара, лицом благоизрядна, бледна, взором смиреннейша, телом исхудавша от пощения и от великого воздержания, на главе клобук круглый лазоревый, в руке крест, другая молебна, мантия тёмная, ряска санкир с бел. Во младости толикаже бяше лица ея лепота, яко ни иконописцу мощно тоя подобие изобразити».



 
PR-CY.ru