ЕВДОКИЯ - Страница 2

По мнению архиепископа Сергия (Спасского), в Житии Евдокии речь могла идти не о монастырях в современном понимании, а об известных с древности обществах девственников и девственниц; кафедра же в Гелиополе могла быть уничтожена в эпоху гонений, а затем восстановлена Константином Великим. Сохранились также сокращённое Житие и Житие в составе Императорского Минология 1034–1041 гг. (так называемая Царская Минея, или Минея Латышева). Житие Евдокии было переведено на грузинский язык. Память Евдокии отмечается в Типиконе Великой церкви IX–XI вв. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем собой древнейшую сохранившуюся редакцию Студийского устава, память Евдокии не содержится. В Евергетидском Типиконе второй половины XI в., относящемся к малоазийской редакции Студийского устава, под 1 марта упоминаются канон плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа, седален и цикл стихир Евдокии. Мессинский типикон 1131 г. афоно-итальянской редакции Студийского устава предписывает совершать в день памяти Евдокии службу с «Аллилуия». Указания иерусалимских Типиконов разных редакций на 1 марта отличаются краткостью и включают только память Евдокии или же память и указание петь «Аллилуия». В первопечатном греческом Типиконе (Венеция, 1545 г.) появляется ссылка на общий тропарь преподобной жене во имя Евдокии, который поётся вне Великого поста; в период поста на утрене предписано петь «Аллилуия». В первопечатных русских Типиконах помещается развёрнутое описание службы, указывается пение особенного тропаря Евдокии в те дни, когда 1 марта случается вне Четыредесятницы. В исправленном московскими справщиками издании Типикона 1682 г. на время вне Великого поста также назначается пение тропаря, однако это не особый тропарь, а общий – тот же, что и в греческом Типиконе. В следующем издании (М., 1695 г.) помещён традиционный славянский тропарь. Последование Евдокии, согласно современным богослужебным книгам, включает отпустительный тропарь четвёртого гласа (в греческих Минеях – общий тропарь мученице); в славянских Минеях – тропарь восьмого гласа; кондак (только в славянских) четвёртого гласа (указания русских старопечатных Типиконов относительно гласа кондака Евдокии различаются: первый и второй гласы) с икосом; канон (в славянских Минеях – анонимный канон второго гласа, без акростиха, греческий оригинал известен по рукописям); в греческих Минеях – анонимный канон плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа; последний канон известен и в славянском переводе, например, в рукописной славянской Минее конца XIV – начала XV вв. и, как полагают исследователи, именно этот канон подразумевается в указаниях Евергетидского Типикона; седален; цикл из трёх стихир-подобнов. В греческих Минеях также помещается самогласен для пения на «Господи, воззвах», если 1 марта случается в субботу или вне Четыредесятницы. В рукописях сохранились и иные песнопения Евдокии, не вошедшие в современные издания богослужебных книг. Евдокия, как правило, изображаемая в монашеских одеждах (в мантии, в хитоне, в схиме, с куколем на голове), схожа обликом с Персидской мученицей Евдокией. Чётко различимое изображение Евдокии устойчиво встречается в минейных циклах под 1 марта. Существует два типа изображений: в мучении и прямоличное изображение в рост или погрудно.

 



 
PR-CY.ru