ЕЛИЗАВЕТА Тюрингская, Венгерская - Страница 8

С XIV в. изображения Елизаветы дополняли атрибутами, свидетельствующими о её делах милосердия изображениями: хлеба – статуя, около 1350 г., собор, Страсбург; корзины или подноса с хлебами – картина «Св. Елизавета Тюрингская, раздающая хлебы нищим» Джованни Баттиста Питтони (1734 г., Музей изящных искусств, Будапешт); хлеба и рыбы (в миске) – статуя, середина XV в., капелла св. Лаврентия в Роттвайле; хлеба и виноградной грозди – скульптура Т. Рименшнейдера, 1510 г. (Национальный музей, Нюрнберг); ключа и черпака (схожесть иконографий Елизаветы и Марфы иногда затрудняет их идентификацию: скульптура в коробе алтаря св. Марии, около 1510 г., Государственное художественное собрание, Веймар) – рельеф XV в. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк); кувшина или кружки – картина из монастыря Оттобойрен, около 1460 г. (Баварский национальный музей, Мюнхен); чаши (редко) – резной алтарь работы К. Берга, церковь св. Кнуда в Оденсе, Дания; хлеба и платья, предназначенных для бедных, – фреска XIII в. (Национальный археологический музей, Чивидале-дель-Фриули) и витраж 1420–1430 гг. в церкви Богоматери, Обервезель; гребня, которым Елизавета причёсывала прокажённых, – картина швабского художника, около 1430 г. (частное собрание, Германия). Распространено изображение Елизаветы с розами на коленях или в подоле платья – картина Лоренцо ди Биччи (около 1450 г., Национальная галерея Умбрии, Перуджа), с розами и лилиями – фреска XIV в. церкви Сан-Франческо в Ареццо; тосканская рукопись Жития Елизаветы (XIII в.); статуя около 1470 г. в соборе св. Стефана в Вене. Часто Елизавета представлена в окружении нищих или прокажённых – триптих Ганса Гольбейна Старшего (1516 г., Старая пинакотека, Мюнхен). В многофигурных композициях чаще всего встречаются её изображения с мужем, тётей – аббатисой Метхильдой, дядей – епископом Экбертом Бамбергским, деверем – ландграфом Конрадом Тюрингским, с Конрадом Марбургским и его покровителем Иоанном Бриеннским («Елизавета подле матери среди родственников по материнской линии» – Житие св. Гедвиги, 1451 г.); с великомученицей Екатериной и св. Франциском Ассизским – витраж, около 1238, церковь св. Елизаветы в Марбурге-ан-дер-Лан, картина XV в., Музей истории культуры, Лунд, Швеция; со св. Кларой – фреска Тибериуса из Ассизи, XV в.; с другими святыми францисканцами – триптих Дзаннино ди Пьетро, начало XV., Городской музей, Риети; со св. Мартином Турским – фресковый цикл со сценами Жития св. Мартина Турского (1322–1326 гг., Симоне Мартини, капелла Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи). Изображение Елизаветы помещали рядом с двумя аллегорическими фигурами Добродетелей – ксилография Ганса Бургкмайра, около 1510 г.; в цикле «Девять праведных жён» (вместе с Лукрецией, Ветурией, Виргинией, Есфирью Иаилией, Иудифью, императрицей Еленой, Биргиттой Шведской) –1403–1404 гг. Важнейшие житийные циклы Елизаветы изображены на рельефах реликвария, представляющего собой обложенный позолоченными медными пластинами дубовый ларец, повторяющий формы церкви во имя Елизаветы в Марбурге-ан-дер-Лан (1236–1249 гг., Музей университета, Марбург-ан-дер-Лан); на витражах (около 1238 г.) двух окон (восточные хоры) церкви во имя Елизаветы в Марбурге-ан-дер-Лан; на фреске 1239–1242 гг. в церкви св. Екатерины в Айзенахе; на фресковом триптихе (около 1300 г.), включающем сцены «Распятие», «Чудо с Распятием» и «Обретение мощей св. Елизаветы Фридрихом II фон Гогенштауфеном» в церкви во имя Елизаветы в Марбурге-ан-дер-Лан; на фреске Пьетро Каваллини (около 1320 г., церкви Санта-Мария Доннареджина, Неаполь); на рисунке середины XIV в. из Австрийской национальной библиотеки; на фреске анонимного ученика Конрада фон Зёста (около 1420–1430 гг., госпиталь Святого Духа, Любек); на алтарной картине (около 1475 г., собор, Кошице, Словакия); на алтаре около 1486 г. (собор, Бардеёв, Словакия).

 



 
PR-CY.ru