ЕЛИЗАВЕТА Тюрингская, Венгерская - Страница 7

Храмы, освящённые во имя Елизаветы, возводились в XVII–XVIII вв. в Аахене, Граце, Клагенфурте, Линце, Люксембурге, позже – в Нойбурге-ан-дер-Донау, Вене, Праге, Брно, Братиславе, Будапеште, Гумбольдте (провинция Саскачеван, Канада) и т.д. Единоличные образы Елизаветы встречаются с XIII в. Её изображают как княжну в полосатом платье (фреска Симоне Мартини, около 1325 г., Нижняя церковь Сан-Франческо, Ассизи; картина последователя Луки Синьорелли, начало XV в., Городской музей, Читта-ди-Кастелло); как замужнюю даму или вдову в однотонном платье и плаще, с покрытой головой (картина Липпо Мемми, первая половина XIV в., Палаццо Веккьо, Флоренция) или в мантии, отороченной мехом (так называемая французская скульптура Елизаветы, около 1470 г., церковь св. Елизаветы, Марбург-ан-дер-Лан); в чепце и платье горожанки (скульптура алтаря Тильмана Рименшнейдера, 1492 г., церковь св. Марии Магдалины, Мюннерштадт; картина Михаэля Вольгемута, 1508 г., церковь апостола Иоанна и св. Мартина Турского, Швабах); как монахиню в подпоясанной бечевой коричневой рясе, в сером плаще, с белым платом на голове. Встречаются образы Елизаветы с короной на голове (рельеф саркофага около 1300 г., церковь св. Елизаветы, Марбург-ан-дер-Лан; фигура Елизаветы в скульптурном убранстве Карлова моста в Праге, 1707 г., мастер Фердинанд Максимилиан Брокофф). Корона может быть изображена дважды или трижды, например, в памятниках Рейнской области и Нидерландов в XV в.: с двумя коронами – на «Реликварии с короной», 1236 г. (Исторический музей, Стокгольм), на скульптуре XVIII в. (Граве, Нидерланды); с тремя коронами (на голове, в руке, на книге) – на картине Яна ван Эйка, около 1435 г. (собрание Генри Фрика, Нью-Йорк). Согласно Цезарию Гейстербахскому (1236 г.), последнее может быть истолковано как свидетельство святости Елизаветы в девичестве, замужестве и вдовстве. На витраже (середина XIII в.) церкви во имя Елизаветы в Марбурге-ан-дер-Лан святую увенчивает ангел. Корона у её стоп (картина XV в., Картинная галерея замка Лихтенштейн, Вена) или возложенная перед Распятием (фреска, около 1490 г., кафедральный собор, Иберлинген) символизируют отречение Елизаветы от мира. На ранних изображениях (статуя в капелле северо-западной башни Наумбургского собора, около 1235 г.) она представлена без атрибутов, которыми в дальнейшем стали раскрытая книга (скульптура Наумбургского собора (около 1240 г.) и алтаря (около 1290 г.) церкви во имя Елизаветы, Марбург-ан-дер-Лан; картина Дж. Кариани «Богоматерь со св. Елизаветой» (1524–1528 гг., Национальная галерея, Рим); модель её храма в Марбурге-ан-дер-Лан (рельеф кафедры (1397 г.) в церкви во имя Елизаветы в Марбурге-ан-дер-Лан).

 



 
PR-CY.ru