ЕЛИЗАВЕТА Тюрингская, Венгерская - Страница 5

Всем, кто получил исцеление у гроба Елизаветы, следовало прибыть в Марбург, имея с собой свидетельства от прелатов или приходских священников. Сначала были выслушаны те, кто был знакомы с Елизаветой при её жизни: Ирменгарда, Елизавета и Хильдегунда, служительницы госпиталя в Марбурге, и Изентруда и Гуда, служанки Елизаветы. Пока проводилось дознание, были зафиксированы 24 новых чуда. Закончив работу, члены комиссии встретились с Римским папой в Перудже (Италия). Во второй половине мая 1235 г. папа представил материалы на рассмотрение собрания епископов, по решению которого Елизавета была причислена к лику святых. 27 мая, в праздник Пятидесятницы, в доминиканской церкви в Перудже состоялась торжественная канонизация Елизаветы (булла о канонизации обнародована 1 июня 1235 г.). День памяти Елизаветы был установлен 19 ноября. Её канонизация стала одним из первых примеров подробно документированного процесса, проходившего под строгим папским контролем. Приводимые в описаниях чудес свидетельства в отличие от более ранних агиографических памятников не имеют элементов мифологичности. Значительное внимание уделено опросу свидетелей, современников Елизаветы. Канонизация Елизаветы способствовала широкому распространению почитания святой. Тевтонский орден, руководство которого было тесно связано с тюрингским ландграфским родом, избрал Елизавету одной из своих покровительниц. По инициативе Ордена уже в августе 1235 г. во имя Елизаветы (над её гробницей в Марбурге) началось строительство готического храма. 1 мая 1236 г. император Фридрих II присутствовал на перенесении мощей святой и пожертвовал новому храму для главы Елизаветы реликварий в форме чаши (в настоящее время находится в Национальном музее древностей, Стокгольм). В 1245 г. на гробнице Елизаветы была сделана надпись: «Gloria Teutoniae» («Слава немецкой земли»). В 1249 г. мощи поместили в алтарной части церкви. К этому времени, вероятно, по указу Хильдесхаймского епископа Конрада II, была создана рака для мощей святой, обитая позолоченными серебряными пластинами с рельефным изображением сцен из Жития Елизаветы (этот богато украшенный реликварий считается одним из выдающихся произведений средневекового ювелирного искусства). Почитание Елизаветы папой Григорием IX способствовало распространению культа святой среди высшей знати, прежде всего, в Тюрингии, Гессене и других немецких землях, а затем и в соседних странах. Её широкое почитание в Испании обычно связывается с родством венгерских правителей из династии Арпадов с королевским двором Арагона. Каритативная деятельность Елизаветы стала примером для многих верующих, что привело к распространению почитания в общинах бегинок, в основном, в Нидерландах. С середины XIII в. Елизавета широко почиталась в Венгрии. Известно, что два рыцаря, Фаркаш и Давид, прибывшие ко двору венгерского короля Белы IV, просили разрешения на строительство церкви, посвящённой Елизавете. Дочь венгерского короля Эндре III Елизавета особо почитала Елизавету, которая приходилась ей тётей (принадлежавший Елизавете диптих, датируемый 1290 г., был украшен изображением Елизаветы). В XIII в. в Буде была основана больница во имя Елизаветы.

 



 
PR-CY.ru