ЕВФИМИЙ Суздальский - Страница 10

В писцовой книге Нижнего Новгорода 1620 гг. упомянуты посвящённые Евфимию приделы: в Крестовоздвиженской церкви, стоявшей на подворье Печерского монастыря в Нижегородском кремле, при церкви Святой Софии, Премудрости Божьей, в нижегородском Благовещенском монастыре. Придел во имя Евфимия был освящён раньше 1647 г. в соборе Преображенского монастыря в селе Пурех. Эта обитель была основана в первой половине XVII в. покровителями нижегородского Печерского монастыря – князьями Пожарскими, в первой четверти XVIII в. она была упразднена, храм преобразован в приходский (закрыт в 1935 г., возвращён церкви в 1990 гг.). В переписной книге 1678 г. в Васильевском монастыре Гороховецкого уезда указывается церковь Василия Великого с приделом в трапезе во имя Евфимия. В XVII в. в нижегородской Мироносицкой церкви, близ которой, по преданию, родились преподобные Евфимий и Макарий, также имелся посвящённый Евфимию придел (существовал ещё в начале XX в.). В конце XIX в. известны посвящённые Евфимию (вместе с Дионисием и Макарием Унженским) надвратная (Спасо-Евфимиева) церковь в нижегородском Печерском монастыре, придел в храме во имя святых Космы и Дамиана в селе Коровники близ Суздаля. Изображения Евфимия, как и многих основателей крупных среднерусских монастырей (например, преподобных Пафнутия Боровского, Саввы Сторожевского, Иосифа Волоцкого), встречаются сравнительно редко. Это объясняется особенностями его почитания, которое ограничивалось, в основном, Спасо-Евфимиевым монастырём в Суздале, другими монастырями и храмами Суздальской епархии и Нижнего Новгорода как места рождения преподобного. Тем не менее, судя по храмовым описям XVI–XVIII вв., иконография Евфимия была достаточно разнообразной в сюжетном и типологическом отношениях, мало уступая иконографии других почитаемых преподобных (сохранившиеся памятники не отражают всех её изводов). Иконография святого нередко варьируется: изображения могут отличаться формой бороды (более узкой или широкой), особенностями облачений. Наиболее распространены произведения, где он представлен в куколе, но существовал вариант с куколем, опущенным на плечи (часто в произведениях, не связанных с Суздалем). В Новое время Евфимия, как правило, писали с параманом поверх мантии и с чётками; с конца XVII в. известны немногочисленные изображения преподобного в богослужебных одеждах. Отсутствие ранних источников не позволяет исследователям восстановить начальные этапы формирования иконографической традиции (вторая половина XV – первая половина XVI вв.); не вполне ясно им и происхождение противоречий, допущенных при описании внешности святого в иконописных подлинниках (под 1 апреля). В частности, в подлиннике XVIII в. указано два извода: «И преставление преподобнаго отца нашего Евфимия Суждальскаго чудотворца, сед, брада Власиева шире, риза такова же, амфор и Евангелие, а инде пишут, риза преподобническая, в схиме, кудерцы знать». Сходные описания имеются в рукописях конца XVIII в., 1830 гг. (наряду с омофором и Евангелием указаны «ризы преподобническия»).

 



 
PR-CY.ru